​РИСУНОЧНЫЙ ТЕСТ «Несуществующее животное»

Задумывались ли вы когда-нибудь, какое большое значение в детстве имеет фантазия? Дети любят сочинять, выдумывать, перевоплощаться в сказочных героев, играть с воображаемыми друзьями. Чаще всего взрослые быстро возвращают ребенка в реальность. И это не правильно. В фантастическом мире ребенка скрыто много интересного, увлекательного.

Часто дети с помощью фантазии пытаются изменить то, что их окружает, дополнить тем, чего им недостает в действительности. Мир фантазии дает представление о том, чего хочет ребенок на самом деле, учит самоутверждению и умению контактировать.

В психологической практике широко используется тест «Несуществующее животное», в котором дети могут свободно и легко перенести на бумагу все свои идеи и фантастические образы.

«Несуществующее животное» может рассказать родителям о том, как ребенок ощущает себя в этом мире, как он оценивает свое положение в обществе, какие у него есть трудности в восприятии мира, в общении с окружающими.

ПОДГОТОВКА К ТЕСТУ

Материалы, необходимые для проведения теста, - лист бумаги формата А4 и цветные карандаши. Задание ребенку звучит так: «Придумай и нарисуй несуществующее животное и назови его несуществующим именем».

Объясните ребенку, что животное должно быть придумано именно им самим. Увлеките его этой задачей – создать такое существо, которое до него никто не придумывал. Это не должен быть уже увиденный им когда-то персонаж из мультиков, компьютерных игр или сказок. Приободрите ребенка, добавив, что умение рисовать в этом деле не имеет никакого значения, он может вволю пофантазировать, придумать что-то необычное и фантастическое!

КОГДА РИСУНОК ГОТОВ

Тестируемый ребенок неосознанно переносит на изображенное существо свои качества и свою роль в обществе. Иногда дети рассказывают от лица животного о своих проблемах. Поэтому важно позволить ребенку после завершения рисунка так же свободно рассказать о им созданном персонаже.

Расспросите юного художника о существе, которое у него получилось. Нужно выяснить пол, возраст, размеры, предназначение необычных органов, если они есть. Узнайте, есть ли у существа сородичи и в каких он с ними отношениях. Есть ли у него семья и кто он в семье, что любит и чего боится, какой у него характер.

Ориентируясь на приведенные ниже интерпретацию символов, задайте ребенку при необходимости дополнительные вопросы.

ХАРАКТЕР ЖИВОТНОГО

Тематически животные делятся: на угрожаемых (например, заяц, мышка), угрожающих (лев, волк, крокодил) и нейтральных (улитка, бегемот, птица).

Рисуемое животное – представитель самого рисующего. Оно отражает отношение самого ребенка к собственной персоне, к своему «Я», показывает его представление о своем положении в мире, соотношении себя по значимости с другими людьми.

Уподобление нарисованного животного человеку свидетельствует об инфантильности, эмоциональной незрелости. Если ребенок рисует животное, взяв за основу уже существующее, и добавляет лишь детали, что бы оно стало несуществующим (например собаке дорисовываются крылья), - это говорит об отсутствии творческих возможностей, о банальности мышления. Оригинальность выражается в форме построения фигуры из элементов, а не целых заготовок.

ПОЛОЖЕНИЕ ФИГУРЫ

В норме рисунок расположен по средней линии вертикально поставленному листу. Сдвиг рисунка вправо говорит о стремлении к контролю над собой. Чем сильнее рисунок уходит вправо, тем сильнее проявляется «бунтарство» по отношению к чему-то важному для рисующего. Если рисунок расположен в правом верхнем углу, мы можем говорить о том, что ребенок, скорее всего, претендует на лидерство.

Сдвиг рисунка влево, возможно выражает социальную бездеятельность, застенчивость. Расположение рисунка ближе к верхнему краю листа обозначает высокую самооценку как недовольство своим положение в обществе, недостаточность признания со стороны окружающих. Положение рисунка в нижней части – неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем положении, в признании.

ГОЛОВА ИЛИ ЗАМЕЩАЮЩАЯ ЕЕ ДЕТАЛЬ

Если она повернута вправо, то художнику присуща высокая целеустремленность и активность, которые взрослые иногда принимают за излишнее упрямство. Важно это различать и помогать ребенку ставить перед собой задачи и добиваться результата.

Поворот головы влево говорит о человеке, склонном к размышлению, фантазированию. Изображение животного с головой в положении анфас говорит об эгоцентризме или бесконтрольности в поведении. Если голова значительно крупнее по размеру, чем тело, возможно, ребенок высоко ценит интеллектуальные качества, эрудицию свою и окружающих.

ОРГАНЫ ЧУВСТВ

На голове расположены детали, соответствующие органам чувств – уши, рот, глаза. Если у несуществующего животного есть уши, значит, ребенку важны мнение и информация окружающих о нем самом. Чем больше ушей, тем больше внимания ребенок обращает на то, что о нем думают и говорят.

Приоткрытый рот в сочетании с языком обозначает большую речевую активность (болтливость). Открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно зачерченный, - часто возникающие опасения и страхи, недоверие. Рот с зубами – агрессия – в большинстве случаях защитная (огрызается, задирается, грубит в ответ на обращение отрицательного свойства, осуждение, порицание). Рисунок зачерченного рта округлой формы – боязливость, тревожность.

Особое значение придают глазам. Это символ присущего человеку переживания. Страх подчеркивается резкой прорисовкой радужки. Ресницы – заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться.

На голове так же бывают расположены дополнительные детали. Например, рога – защита, агрессия. Перья – тенденция к демонстративности. Грива, шерсть, подобие прически – подчеркивание своего пола и иногда ориентировка на свою сексуальную роль.

НЕСУЩАЯ ЧАСТЬ ФИГУРЫ

Как правило, это ноги, лапы, постамент. Если опорная часть нарисованного животного основательна, то ребенок обладает рациональностью, склонностью принимать обдуманные решения на основе существующей информации. Он имеет собственное мнение, с которым необходимо считаться, иначе возникнуть протест, который может быть выражен как в прямой, так и в скрытой форме.

Хвосты выражают отношения к собственным действиям, решениям, выводам, отражают самооценку ребенка. Если он повернут влево – мы можем судить о самооценке мыслей и решений, вправо – действий и поведений. Хвост поднятый вверх, означает положительную самооценку, бодрость. Опущенный вниз – недовольство собой, сомнение в своих силах. Разветвленные хвосты – зависимость или противоречивость самооценки.

На заметку

Главная ценность рисуночных тестов в том, что дети, рисуя, не задумываются, как много можно о них узнать. Для них это увлекательная игра, в ней они открыты и наивны. Задача же взрослых заключается в умении применить полученную в тесте информацию с пользой, помочь ребенку в его проблемах.

КОНТУРЫ И ЛИНИИ

Контуры анализируются по наличию или отсутствию выступов (щитов, панцирей, игл), прорисовки и затемнение линий контура. Контур – это защита от окружающих. Агрессивная – если она выполнена в острых углах. Со страхом и тревогой – если имеет место затемнения контурной линии. С опасением, подозрительностью – если поставлены щиты, заслоны, линия удвоена.

Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деятельностью изображения. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии – когти, зубы, клювы.

Ребенок с повышенной утомляемостью, крайней чувствительностью, нарушением сна и тому подобными проблемами, рисуют слабые, паутинообразные линии. Но жирные, с нажимом линии, штриховка свойственны не энергичным, а тревожным детям. Обратите внимание на то, какие детали выполнены с особым нажимом, чтобы определить, что именно может тревожить ребенка.

НАЗВАНИЕ ЖИВОТНОГО

Оно может выражать соединение смысловых частей (летающий заяц, «бегекот»). Другой вариант – словообразование с книжно-научным окончанием («ратолетиус»). Первое – рациональность, конкретная установка при ориентировке и адаптации. Второе – демонстративность, направленная на демонстрацию собственного разума, эрудиции.

Встречаются названия поверхностно-звуковые. Без всякого осмысливания («лялис»), знаменующие легкомысленное отношение к окружающим, неумение учитывать сигнал опасности.

Наблюдаются иронически-юмористические названия («ринючурка») – при, соответственно, иронически-снисходительным отношением к окружающим. Инфантильные названия имеют обычно повторяющиеся элементы («тру-тру», «лю-лю»). Склонность к фантазированию выражена обычно удлиненными названиями («аберосинотиклирон»).

Алина Кубеева

15:12
124