​ДЕТСКИЕ СТРАХИ

Тип статьи:
Авторская


«Нельзя допускать, чтобы ребенок впадал

в сильный гнев, испуг или глубокую печаль»

Авиценна

В детстве, таком радостном и счастливом, иногда бывают моменты, которые могут омрачить его. В частности, детские страхи. Только что родившиеся малыши подвержены двум типам страхов – боязнь громкого звука и высоты. Все остальное, с точки зрения психологии, — приобретенные. Появятся они у ребенка или нет, зависит в первую очередь от родителей. Иногда даже в самой благополучной семье при правильном воспитании и любви к детям у ребенка могут появиться страхи. Задача родителей состоит в том, что бы помочь малышу преодолеть их и создать благоприятные условия для развития, что бы в будущем неприятные ощущения не возникли снова.


СТРАХИ ПО ВОЗРАСТУ

Еще находясь в утробе матери, ребенок впервые начинает ощущать первые признаки беспокойства и страха. Не секрет, что связь между крохой и мамой в этот период прямая: то, что чувствует мама – чувствует и малыш. Поэтому еще до рождения малыша беременным необходимо стараться избегать отрицательных эмоций, вести спокойную, размеренную жизнь, не волноваться.

После рождения ребенок начинает испытывать беспокойство по поводу отсутствия мамы. Если ее долго нет рядом и малыш не чувствует ее запах, прикосновение рук, тепла, он начинает волноваться. Это может послужить причиной возникновения страха одиночества.

В раннем возрасте наличие страхов у детей связано с неблагополучными отношениями в семье, между супругами. Постоянные напряженные отношения, нервозность, скандалы, могут навредить детской психике. Интересы ребенка в этом возрасте сосредоточены в основном на семье, на близких людях. В них он ищет защиту, понимание, помощь. Кроме того, важно, чтобы, находясь в активном изучении окружающего мира, он не получал тревожных окликов и всяческих запретов. Нельзя запрещать малышу изучать что-то новое – это может иметь последствия в виде страха наказания, боязни сделать что-то не так, быть непонятым. В старшем детском возрасте появляются страх темноты и сказочных персонажей. Развивается мир фантазии ребенка, и некоторые родители стараются ввести запреты не от своего имени, а от имени сказочного персонажа: «Вот придет Баба Яга и заберет тебя!» или «Съест тебя Серый Волк, если ты не уберешь игрушки». Часто в возрасте 4-5 лет ребенок не может заснуть, появляется страх темноты и замкнутого пространства. Любящие и внимательные родители могут помочь ребенку перебороть этот страх терпением, пониманием и заботой.

В старшем дошкольном возрасте часто встречается у детей страх смерти. Это означает, что ребенок подрастает и начинает понимать, что взросление на каком-то этапе знаменует смерть, неизбежность которой вызывает беспокойство. Так же распространенными являются боязнь пожара, войны, страшных снов, животных. Но при благоприятных отношениях в семье эти страхи со временем проходят.

Разновидности детских страхов:

Страх темноты; страх воды; страх высоты; новых неизвестных предметов; страх наказания; страх, что тебя бросят, одиночества; страх перед отрицательными героями сказок; страх перед врачами; страх перед полицейскими; страх смерти; страх открытых или закрытых пространств; страх войны; страх стихии.

ПОЧЕМУ МАЛЫШ БОИТЬСЯ?

Ребенок приходит в этот мир, ничего не зная и ничего не умея. Однако за довольно короткий период времени он приобретает все необходимые навыки. Неудивительно, что он боится всего нового и неизвестного, опасается незнакомых предметов. Некоторые, даже неодушевленные вещи кажутся ему живыми, он может бояться пылесоса, телевизора, стиральной машины. Постепенно взрослея, он понимает, что в них нет опасности, и они ему не могут навредить. Тогда он справляется со своими эмоциями и чувствами, у него складывается объективный характер представлений об окружающем мире.

Появление страхов в детстве является закономерным этапом развития. Основанные на инстинкте самосохранения, к примеру, страх громкого или резкого звука, особенно внезапного, страхи дополняются социальными — затрагивающими жизнь и благополучие других. Сначала речь идет о родителях и близких, а затем и о людях вне сферы его непосредственного общения.

Появление страхов зависит от разных факторов. К примеру, страх одиночества, темноты, замкнутого пространства может возникнуть от того, что ребенок растет в излишней родительской опеке, часто сидит дома один, у него нет общения со сверстниками, он испытывает недостаточную двигательную и игровую активность. Наблюдения подтверждают, что у детей, живущих в отдельных квартирах, некоторые страхи возникают чаще, чем у детей, живущих в частных домах, где есть открытое пространство для игр и возможность общаться в любое время. По статистике, у детей, имеющих брата или сестру, меньше страхов, чем у единственного ребенка в семье.

Так же одним из факторов возникновения страха может быть излишняя тревога матери по отношению к ребенку. Страх, что он заболеет, с ним что-то случится, постоянная нервозность по этому поводу передается и малышу. В связи с этим может возникнуть и страз смерти, страх стихии, страх несчастного случая. К страхам приводит и неоправданная строгость, жестокость отца в отношениях с детьми, физические наказания, игнорирование духовных запросов и чувства собственного достоинства.

Кроме всего прочего, страхи родителей, которые, кстати, возникли в детстве, могут перейти и к детям. Если мама боится собак, очень велик шанс, что и ребенок будет их бояться. Тоже самое относится к страху перед грозой и ко многим другим. Дети тревожных мам, готовых во всем вокруг видеть потенциальную опасность для своего малыша, вырастают сверхосторожными и боязливыми.

На заметку

Выявить страхи можно при изучении детского рисунка. Например, если на нем изображены какие-то чудовища, устрашающие персонажи, угрожающие животные. В таких случаях при доверительной беседе с ребенком можно выяснить, кем является тот или иной персонаж, какую опасность он несет. Но беседовать нужно обязательно от третьего лица, задавая вопросы о том, что нарисовано, наблюдая, какие эмоции возникают у ребенка при этом.

ОБНАРУЖЕНИЕ СТРАХА

Страхи, которые проявляются в поведении ребенка, отражают далеко не полную картину его внутренних, часто неотделимых от опасений страхов. Поэтому выяснить весь спектр можно только специальным опросом при условии эмоционального контакта с ребенком, доверительных отношений и отсутствии конфликта. Иногда дети неохотно делятся своими переживаниями, могут даже не осознавать их. Психологи называют такие страхи «немыми» или «невидимыми». Проявляются они в тревожном беспокойном поведении, нервозности, излишней эмоциональности, непроизвольном вздрагивании.

БОЛЬШАЯ ОШИБКА

Воспитание послушания у детей путем запугивания – очень серьезная ошибка родителей. Кощеем, волком, чудовищем, бабой Ягой, милиционером, чужим дядей – кем угодно. Последствия его – тревожная мнительность, чрезмерная осторожность, пассивность и подавление творческого начала.

Насмешки над боязливостью ребенка так же жестокость. Никогда нельзя смеяться над детским страхом. Стыд и страх — взаимосвязаны. Под влиянием насмешек из чувства стыда ребенок начинает скрывать страх, но он не исчезает, а усиливается. Малыш остается один на один со страхом, несмотря на то, что у него есть родители. Если взрослый не поможет малышу избавиться от страха, то боязнь поработит психику ребенка, он будет чувствовать себя одиноким, беззащитным. Стремясь избавится от страха, лишенный помощи родителей, маленький человек прибегает к действиям, которые закрепятся как вредные привычки, начнет сосать язык, палец и т.д.

СТАНОВИМСЯ СМЕЛЕЕ

Что бы страха не возникало, не оставляйте малыша одного в незнакомой ему обстановке, в ситуации, когда возможно появление неожиданного, пугающего. Ребенок спокойно исследует неизвестное только рядом со взрослым. Гармоничное умственное воспитание, полноценные ответы на вопросы, а вместе с этим правильная ориентированность – профилактика детских страхов. Чем больше ребенок знает, особенно о том, что не только его интересует, но и тревожит, тем меньше страхов. Не получая ответы на вопросы, он отвечает на них сам, и это не лучшие ответы. Фантазия и неведенье в таких случаях порождают страхи.

Профилактика страхов – воспитание оптимизма, развитие уверенности в себе. Нужно растить самостоятельного ребенка, знающего то, что положено знать по возрасту об опасностях и угрозах, но относящихся к этому отважно. Малыш не должен видеть непосильное для себя: неблагоприятный финал болезни, тяжелые происшествия, смерть и похороны. Об этом не говорят при ребенке.

Если страхи устранены, оптимистично переработаны вместе с ребенком, он обогащается новым опытом, становится ориентированным. Избавление от страхов приводит к большому доверию к людям и жизни, к развитию душевных качеств, к развитию оптимизма и мужества.

Алина Кубеева

Яндекс.Метрика
132

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!