Казашка - наследие предков

Тип статьи:
Авторская

Когда ты живешь за океаном и все самое дорогое твоему сердцу связано с родительским домом и Родиной, ты волей неволей начинаешь задумываться о своём происхождении, о своих корнях. А со временем приходишь к соблюдению тех традиций, которые были не только присуще предкам, но и впитаны с молоком матери. И вот мечта повидать родных и посетить самый лучший город на земле стало реальностью.

Для кого-то несколько лет это совсем не срок, для меня же, это показалось целой жизнью, прожитой на чужбине. И вот я в любимом городе, в окружении родных и близких мне людей. Город, который остался в моем прошлом, предстал перед мной совершенно в другом обличие. Красивый, современный, гостеприимный, живущий темпом мегаполиса и совсем чужой. Улицы, встретили меня огромным количеством элементов, которые НИКОГДА не принадлежали нашей культуре. Шок, который испытала от увиденного, сложно передать словами. Эта картина подтолкнула меня к собственным изысканиям, и несмотря на то, что это больше не мой город, не моя страна и между нами в обычной жизни лежит океан, мое сердце до сих пор там и его судьба, является далеко не последним вопросов в моей жизни.

В настоящее время, мой любимый Казахстан оказался под серьезным идеологическим прессингом, некто пытается дестабилизировать обстановку во имя своих далеко идущих геополитических целей. Этот некто, оказался достаточно умным, используя в качестве дестабилизации общества, разрушение его духовной основы. Ведь именно в духовном, человек ищет себя, проходя через жизненные перипетия. Неужели мы позволим в очередной раз увести нас от нашей истории и корней? Навязать то, что никогда нашим и не было? Давайте вместе, сделаем маленький экскурс в историю нашего замечательного народа и его предков, с его уникальностью и самоидентичностью и постараемся честно взглянуть правде в глаза, ведь на дворе 21 век как никак.

Изначально, казахи как и арабы были язычниками, в те времена, ни те ни другие, понятия не имели о наличии хиджаба как такового. Он ПРИШЕЛ в ислам из Ирана и Византии, вместе с тем принеся первобытные унизительные традиции для женщин. До падения Ирана и Византии, женщина в арабском мире была партнером своему мужчине. Не было традиции ношения покрывала, они не жили отдельно от мужчин, наоборот, появлялись вместе с мужчинами в общественных местах, совместно совершали молитву и даже занимались чтением проповедей.
В то время как в Иране, были установлены строгие правила ношения хиджаба, даже родственники мужского пола считались для женщин чужими. Женщины были изолированы от общества и социальной жизни. На древнеиранских рисунках, сохранившихся до наших дней, невозможно встретить ни одного фрагмента с изображением женщин и ни одного женского имени. А теперь, давайте представим картинку из истории наших далеких предков, царица массагетов Томирис, на коне, в пол завернутая в покрывало, отрубает голову царю Киру, основателю персидской державы и бросает в мешок наполненной кровью. Маловероятно, неправда ли? Таким образом, обычай покрывать голову женщинам, не был изобретён исламом. Поэтому жалкие попытки позиционировать хиджаб в качестве своеобразного символа веры мусульманской традиции является не совсем исторически корректным и идеологическим обоснованным.

Наши предки-кочевники в корне отличались от оседлых племён Востока. В качестве доказательного примера, давайте возьмём отчет посла о посещении Золотой Орды, Папе Римскому Иннокентию IV в 12 веке, который гласит: «Девушки и женщины ездят верхом и ловко скачут на конях, как мужчины. Мы также видели, как они носили колчаны и луки. И как мужчины, так и женщины могут ездить верхом долго и упорно. Стремена у них очень короткие; лошадей они очень берегут, мало того, — они усиленно охраняют все имущество. Жены их все делают: полушубки, платья, башмаки, сапоги и все изделия из кожи, также они правят повозками и чинят их, вьючат верблюдов и во всех своих делах очень проворны и скоры. Все женщины носят штаны, а некоторые и стреляют, как мужчины. Одеяние же как у мужчин, так и у женщин сшито одинаковым образом. Замужние же женщины носят один кафтан, очень широкий и разрезанный спереди до земли. На голове же они носят нечто круглое, сделанное из прутьев или из коры, длиной в один локоть и заканчивающееся наверху четырехугольником. Без этого убора они никогда не появляются на глаза людям, и по нему узнают их другие женщины. Девушек же и молодых женщин с большим трудом можно отличить от мужчин, так как они одеваются во всем так, как мужчины». Или ещё одно подтверждение о не последней роли женщины в Золотой Орде от арабского путешественника Ибн-Баттута: «В этом крае я увидел чудеса по части великого почета, в каком у них женщина. Они пользуются большим уважением, чем мужчины».
Таким образом, можно с полной уверенностью сказать, что хиджаб никогда не являлся традиционной одеждой казашек.

Они носили головные уборы, и на каждом этапе жизни он был особым (девушка, жена, бабушка), волосы держали открытым. Головные уборы незамужних шили из ярких тканей и обязательно украшали вышивкой или различными нашивками из бус, кораллов, бисера, серебра. На макушку пришивали үкі – султанчик из перьев филина, служивший не столько украшением, сколько оберегом. Лицо девушки всегда было открыто. У казахов есть пословица «Жан шашта», что означает: «чем красивее волосы девушки, тем прекраснее ее душа». Платья казашек украшались вышивками и аппликацией из яркой ткани по краям подола, рукавов и ворота. Камзол молодые женщины тоже украшали, обшивая открытый ворот широкой полоской ткани контрастного цвета, отделывали вышивкой, позументом, серебром по подолу, а также пришивали металлические посеребренные пряжки или серебряные пуговицы.

Более того это новое веяние в казахской культуре, которое пришло извне, принесло с собой унизительное обращение по отношению к женщине со стороны мужчины. Такого сроду не было в нашей культуре. И давайте снова окунёмся в нашу историю. Кто есть казашка? Казашка — это степная девушка, дикая, непокорная, уверенная в себе. Девушка, которая училась скакать на лошади раньше, чем ходить. Та, что на равных с парнями могла стрелять из лука, участвовать в байге, а если надо, то и отхлестать камчей. Та девушка, которая могла стать даже батыром. Причем в таком духе их воспитывали именно самые сильные и уважемые мужчины степи: Абылай, Карасай батыр, Кабанбай батыр… Если же посмотреть на весь казахский фольклер, то он пропитан духом не безмолвного забитого животного, а смелой девушки, способной пойти даже против мнения общества, против авторитарности отца и всех традиций, в поисках своего счастья, даже под угрозой собственной жизни. История Баян-Сулу и Козы Корпеш или Енлик и Кебек. Таким образом, женщина для казаха была не просто для ведения быта и секса, а настоящим партнером.

А что делаем мы? Мы слепо следуем внешним атрибутам веры, которые пришли в нашу культуру от фанатиков ислама, которые следуют средневековому образу жизни. Они, а не мы, носят длинные не расчесанные бороды, бреют головы, носят узкие, короткие штаны, женщины, хиджабы. Таким образом, они пытаются внешним, компенсировать недостаток внутреннего содержания, что для любого здравомыслящего человека выглядит нелепо. Это все равно, что одеть очки, для того, чтобы казаться более умным и интеллигентным. Разве может внешний вид указать на высокий уровень духовности в человеке? Наоборот, искусственное акцентирование внешних проявлений религиозной традиции, практически безошибочно указывает на ущербность его религиозного сознания и отсутствия истинного понимания религиозных ценностей. Более того, национальная одежда каждого народа соответствует тому природному климату и географической местности, где он проживает. Ещё более странно, что в целом, погоня за особым и внешним, свойственна подростковому возрасту, который пытается утвердить свою шаткую идентичность. Неокрепшие молодые души пытаются найти опору в определенной социальной группе, обозначая свою принадлежность к ней особыми отличительными знаками во внешнем виде: татуировки, цветные волосы, необычные стрижки и так далее. Ну а нам не стоит забывать, что хиджаб никогда не принадлежал нашей культуре, и по сути своей является условным символом ислама. И если вам так хочется быть верующим, необходимо помнить, что истинно верующий человек стремится уделять все своё время и усердие внутреннему самосовершенствованию и духовному росту, не фокусируя своё сознание на внешних атрибутах. И если капнуть ещё глубже, то хиджаб по большому счёту можно отнести к мнимому символу ислама, так как в самом Коране сказано «лучшее одеяние для верующего — это одеяние праведности».

В свою очередь, нам необходимо понимать все эти тенденции, и в данном случае, речь идёт об арабизации. Религия не может довлеть над нацией. Национальность даётся при рождении, религия приходит позже в виде осознанного выбора взрослого, а не навязанного аспекта в жизни человека. И единственной мерой противодействия против религиозной радикализации казахской молодежи я вижу в знании истории, традиций наших предков и следованию их пути, которые никогда не превращали одежду в религиозный символ и повод для раскола духовного единства нации. Все это «чужое» идёт к нам с Востока под прикрытием ислама, которое призвано разложить фундамент казахских традиций, вековых устоев, составляющих душу нашего народа. И если в следующий раз вас упрекнут в несоблюдении традиций или в неподчинении мужчине, смело отправляйте человека в библиотеку пополнить запас знаний, вместо того, чтобы слушать арабские сказки из серии «Тысяча и одна ночь». И помните, что даже само имя «Казах», переводится как непокорный, свободный и независимый человек.
P.S. Ну а я возвращаюсь обратно домой, на новую родину, где семья, дети, которые с удовольствием говорят о стране исхода, развевают мифы и гордятся матерью казашкой, которая, когда-то, несмотря ни на что, как настоящая степная девушка, дикая, непокорная и уверенная в себе, не нашедшая себя на Родине, в силу способностей идти против мнения общества, против авторитарности мужского населения и глупых, чужих традиций, в поисках своего счастья улетела на другой континент земного шара, где их никто не ждал. И даже сейчас, несмотря на удачно прожитые годы, заглянув в глаза, можно заметить дикую боль и тоску по родительскому дому и родной казахской земле. Берегите ее для будущего поколения казахов, которые смогут вернутся к своим истокам и доказать всему миру, что степной дух ложным позывам не поддаётся.

Автор: Aika Dingle

Фото: Деонисий Мить

Выражаем свою благодарность Горному Отелю «Лесная сказка» за проведение съемок


Яндекс.Метрика
564

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Присоединяйтесь к нам в соцсетях