​Такой важный режим

Тип статьи:
Авторская

Режим дня – главная составляющая жизни семьи, в которой растет ребенок. Молодые мамы часто хвалятся своим подругам, насколько ребенок дисциплинирован, все делается по часам, имеет превосходный режим. Подруги с завистью и восхищением слушают маму, которой удалось добиться таких успехов. Чем же так важен режим дня для ребенка? Почему вокруг этого вопроса всегда много споров и осуждений? И как подготовить ребенка к режиму детского сада?


Режим сам по себе существует довольно давно, это понятие вошло в обиход в начале ХХ века. Изначально он был введен в жизнь семей для сокращения младенческой смертности. К сожалению, в связи с несоблюдением правил гигиены и отсутствием антибиотиков возникали большие неприятности в самом начале жизни малыша. Медицина в прошлом не была совершенна, младенцы часто погибали от различных заболеваний и инфекций. Поэтому был введен режим, где все необходимые жизненные потребности (контроль над питанием, сном и т.д.) были расписаны по часам. Соблюдалась гигиена, бутылочки и соски стали содержать в чистоте. Несомненно, смертность пошла на убыль, и большинство семей стало придерживаться режима. И именно они стали считаться лучшими, но они стали считаться лучшими, прилежными и грамотными. Жизнь стала проходить по определенному расписанию, и дети практически без проблем принимали новые правила. Произошла перестройка в системе воспитания, и, конечно же результат превзошел все ожидания.

Интересно знать:
Замечено, что дети в молодых семьях в основном не имеют четкого режима. Режим малыша основан на циклах жизни самих родителей, и нередко дети растут «совятами», как и мама с папой. Старшее поколение уделяет вопросам режима много внимания, кто-то считает, что от него напрямую зависит развитие и самочувствие.

Время не стоит на месте

Несмотря на успешность введения режима, с течением времени положение вещей начало меняться. Спустя век, на смену дисциплине, графику и последовательности пришли свобода и безалаберность. Специалисты стали в открытую заявлять о том, что ребенок – это тоже личность и имеет право удовлетворять свои потребности тогда, когда ему нужно, а не тогда, когда скажут родители. Появились сторонники свободного выборного режима. Его смысл в том,
чтобы ребенок ел, спал и играл тогда, когда он сам этого хочет, никакого порядка в действиях не было. Многим семья понравился такой подход. Стоит разобраться, почему же так происходит: одни дети с удовольствием делают свои дела по расписанию, а другие меняют предпочтения изо дня в день.

Все дети разные

И это правда. Каждый ребенок имеет биологические часы, по которым удобно жить. Одни дети принимают правила родителей и вносят в свою жизнь дисциплину и порядок, других не заставишь подстроиться – маленькие бунтари все равно будут делать все по-своему. Привыкание к режиму с такими детьми напоминает войну, в которой победитель неизвестен.
Детям, которые не соблюдают режим и имеют нетривиальный творческо-креативный взгляд на жизнь, зарубежные тенденции дают название «индиго». И счастливые родители, узнав об этом, оправдывают непослушание малыша его индивидуальностью и талантом. Строят планы на будущее, представляя его гением, известным, знаменитым и ни на кого не похожим человеком.

Как бы-то ни было, факт остается фактом: детей живущих по свободному графику, стало гораздо больше. Причины не ясны, предположительно, они кроются в более внимательном и осведомленном подходе к младенцу, возможно, сама жизнь заставляет всю тревогу и нервозность родителей передавать детям, что провоцирует изменение в их биологических часах и непослушание. Но все же соблюдать режим дня важно, ведь рано или поздно даже дети-индиго пойдут в садик, а уж там с режимом дело обстоит строго!

Готовимся к режиму в детском сада

Первый этап
Ребенка необходимо готовить к детскому саду заранее. Изменить его режим примерно за месяц, не ломая малыша и свою жизнь: постепенно, по 15-20 минут подводить к режиму детского сада. Надо спросить у воспитателей, какой у них режим и особенности, и планировать, когда по времени будете приходить в детский сад, заранее приноровиться к тихому часу, стараться уже
дома выполнять все правила детского сада.

Укладываем спать
Отдельное внимание уделите укладыванию спать. Мама может почитать сказку ребенку, побыть рядом, но она должна стараться не гладить не трогать ребенка, чтобы он засыпал самостоятельно.

Отучаем от подгузников
Перед тем как идти в детский сад, важно отучить ребенка от, соскок, кормления грудью и, по возможности, научить его пользоваться ложкой и кружкой. Если же вы еще пользуетесь подгузниками и без них не можете, можно предложить воспитателям, чтобы ребенку надевали подгузник на прогулки, которые как правило, продолжаются 2,5-3 часа, а ребенок не в состоянии иногда выдержать это время, чтобы не ходить в туалет (но здесь нужно учитывать правила детских садов, которые у всех разные). Часто воспитатели соглашаются. Главное, чтобы это была временная мера.

Детей постарше, приучая к садику, лучше приводить на прогулку после завтрака, когда в группе прошли все занятия. Первое время ребенок ходит на прогулку и заходит в раздевалку только с теми детьми, с которыми он будет в последствии находиться в группе. На прогулке ребенка легче привлечь к какому-то виду деятельности. Мама в это время уходит, предварительно предупредив ребенка, что он останется один. Малыш спокойно заходит в группу, садиться, раздевается, ест, а к назначенному времени приходит мама. В первый день ребенку обычно хватает самой прогулки. На второй, если ребенок захотел пойти в группу, он идет, затем ест. Но если ребенок не захотел делать этого, не надо его заставлять. Далее времяпровождение в садике увеличивается. Как только педагог видит, что этот режимный момент ребенок прошел, следуем дальше.

Важно:

Существуют определенные обстоятельства и причины, при которых не стоит отдавать ребенка в детский сад:
  • Чтобы наладить режим дня малыша, научить его слушаться, жить в коллективе, читать, писать. Все может быть с точностью наоборот. Сад, новая стрессовая ситуация могут лишь усугубить проблему, а не решить ее. Быть самостоятельным нужно учить ребенка до поступления в детский сад.
  • После рождения еще одного ребенка. Если вы понимаете, что не справитесь с двумя детьми одновременно, отдайте старшего малыша заранее, за несколько месяцев до родов. У вас будет время уделить внимание и помочь привыкнуть к новым условиям. Так малыш не будет чувствовать себя «выброшенным» из семьи в детский сад.
  • В разгар кризиса 3-х лет. Психологи считают, что ребенка нужно вести в сад либо до, либо после этого события, в два или четыре года. В кризисный период с сопутствующим повышенным эмоциональным фоном, агрессивностью ребенок нуждаются в большом количестве вашего тепла и внимания. Начало посещения детского сада и сопутствующие изменения могут усугубить разрешение данного кризиса или затянуть его.
Второй этап
После обеда дети переодеваются в пижаму, ложатся спать. Если в этот день ребенок лег в кровать и закапризничал, заплакал, педагог звонит маме. Вы вместе идете домой и там ложитесь спать. Все происходит поэтапно, не раня психики ребенка. За малышом родителям лучше приходить в разное время, чтобы он не ждал, что вот-вот должна прийти мама. Хотя бы в первое время, пока не привыкнет, приходите в разное время. Привычки у детей проходят сами по себе,
рано или поздно дети замещают прежние привычки интересными и яркими впечатлениями.

Организация режима дня в группе детского сада

Двигательная активность

Чем старше ребенок, тем больше времени в течении дня он проводит в состоянии активного бодрствования. Дети дошкольного возраста могут бодрствовать до 5-6 часов непрерывно. Поэтому важно правильно организовать их деятельность в этом возрасте. В детском саду период бодрствования складывается из разнообразной деятельности. Это организованные занятия, труд,
самостоятельная двигательная, игровая деятельность. В детском саду двигательный режим состоит из утренней гимнастики, занятий физкультурой, подвижных, спортивных игр, физических упражнений, самостоятельных занятий, а также активной деятельности во время прогулки. Пребывание на свежем воздухе укрепляет здоровье и закаливает организм, всесторонне развивает детей, активизирует их двигательную активность, познавательные возможности. Ребенок дошкольного возраста должен гулять (даже в холодное время года) до 4-5 часов в день. Летом же вся деятельность детей может проходить на воздухе.

Сон

Сон – важнейшая естественная потребность организма человека. Удовлетворение этой потребности способствует хорошему самочувствию и нормальной работоспособности. Для детей дошкольного возраста физиологически полноценный сон составляет основу крепкого здоровья и правильного развития. При недостатке сна в пределах полутора часов в сутки у дошкольника выносливость нервных клеток коры головного мозга значительно снижается. А это влечет за собой снижение активной деятельности, работоспособности.
Часто нарушается поведение. У ребенка могут появиться неправильные, неадекватные реакции на те или иные действия его сверстников или взрослых. Он может расплакаться из-за пустяка, делать все наоборот. Длительно недосыпание нередко бывает причиной невротических состояний, характеризующихся появлением у ребенка раздражительности, плаксивости, ослабления внимания, памяти. В одних случаях дети становятся возбужденными, драчливыми, в других, наоборот, — вялыми, безучастными к окружающему. Невротическое состояние могут сопровождаться головными болями, снижением аппетита, сопротивляемости организма к болезням, так как недостаточный сон отрицательно влияет на состояние всех физиологических систем и функций организма, тесно связанных с регулирующей деятельностью нервной системы.

На заметку:

К старшему дошкольному возрасту дети должны уметь пользоваться всеми столовыми предметами, салфеткой, тщательно и бесшумно пережевывать пищу, есть аккуратно, правильно сидеть за столом. Перед едой все моют руки с мылом, насухо их вытирают, садятся за стол опрятными.

Питание

Полноценное физическое и нервно-психическое развитие ребенкавозможно лишь при обеспечении рационального питания, предусматривающего использование необходимого набора продуктов, содержащих все нужные пищевые компоненты, минеральные соли и витамины, в соответствии с возрастными потребностями растущего организма. В настоящее время специалистами по питанию разработаны научно обоснованные диеты для детей дошкольного возраста, способствующие гармоничному развитию ребенка. Каждый прием пищи в детском саду используется как благоприятный момент для воспитания у детей культурно-гигиенических навыков самообслуживания.

О важности выполнения режима

Рациональный режим дня, который постоянно выполняется в детском саду и дома, имеет большое значение для правильного развития ребенка. Критериями оценки режима, его соответствия возрастным возможностям и потребностям детского организма будут здоровье и уровень умственного и физического развития дошкольника, характер его поведения, общения со
сверстниками и взрослыми, эмоциональное состояние. Ребенок, который живет в условиях, где режим дня предусматривает достаточное пребывание на воздухе, полноценное питание, благоприятный уровень двигательной активности, включает разнообразные виды нагрузок, полноценный сон, как правило, отличается своевременным развитием, редко болеет, хорошо адаптируется к новым условиям, изменениям режима. Он не страдает отсутствием аппетита, быстро засыпает, спокойно и глубоко спит. Поведение характеризуется уравновешенностью, он умеет самостоятельно играть, участвует в совместных играх с другими детьми.

Юлия Русакова,

Консультант: Оксана Мусапирова, заведующая детским садом
Яндекс.Метрика
341

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!