​Ох уж эти первоклашки! Кризис 7 лет.

Тип статьи:
Авторская

Этот молодой человек растет, взрослеет, развивается, занимается самосовершенствованием. Постепенной приобретает различные умения, осваивает все новые и новые навыки. Он неутомим в своих исканиях, его интерес к жизни не иссякаем. Он истинный трудоголик.


Перечислять освоенные им в совершенстве и и за короткий срок профессии можно часами. Так, например, несколько месяцев назад он успешно провел свою первую хирургическую операцию на госпоже Матильде (волоком притащенной в «кабинет» за хвост) по пересадке блох с ушей на спину при помощи палочки для мороженного. А уже на следующий день осваивал профессию художника-декоратора, покрывая стены в коридоре и родительской спальне фееричными разводами от губной помады. Также за последнее время были применены на практике навыки продавца «в магазине за листики», кладоискателя (в песочнице соседнего двора были обнаружены «окаменелости» уже известной нам госпожи Матильды), учителя, строителя, супервоина и еще много других профессий.

И вот наступил момент, когда нашему взрослому, много знающему и умеющему молодому человеку стукнуло 7 лет, — пришло время идти в школу. Конечно, он думал, что там он покажет и раскроет все свои приобретенные навыки, а его профессионализм оценят по достоинству. Но, придя туда, обнаружил, что ни чего еще не знает, ничего не умеет – всему придется учиться долгие 11, а может и 12 лет. А все, что он умел, можно смело забыть, оставить роботов, автоматы-пистолеты и машины дома, чтобы они не отвлекали от уроков «Марьиванны»… Ну чем не повод для личностного кризиса?

На заметку:
Стремление семилетнего ребенка обрести внутреннюю позицию напрямую связанно с формированием самооценки. До этого кризиса для него было не столь значимо быть во всем успешным. Если он с чем-то не справлялся, то не испытывал чувства собственной неполноценности и мог вновь и вновь заниматься делом, «не поддающимся» ему. А в 7 лет ребенок вступает в период «перфекционизма», для него становится очень важной оценка значимого окружения. Он начинает осознавать свое социальное «Я». Для него важно то, как он общается с окружающими, а они с ним.

Сущность и проявления кризиса
Итак, кризис 7 лет. Этот кризис по своей сути – социальный. У ребенка происходит резкая смена деятельности с игровой на учебную, то есть кризис непосредственно связан с поступлением в школу. Попадая в столь серьезное заведение (тотально, безвозвратно и на долго), ребенок начинает пытаться мимикрировать под среду, соответствовать обстановке, проще говоря, приспосабливаться и адаптироваться. А это не всегда легко. Вспомните себя на
новой рабочем месте, в новом коллективе или в другой стране. Согласитесь, не всегда получается чувствовать себя как рыба в воде. И это уже взрослые, а ребенку-то – всего семь лет. Он чувствует какая большая ответственность на него возлагается с приобретением статуса школьника, а вот справиться с ней ему подчас очень тяжело.

Во многом «навешиванию» этого бремени способствует среда, в которой растут дети. Часто родители еще загодя транслируют своему чаду, что когда он пойдет в школу – станет взрослым, школа – это его работа. Также заранее начинают его приучать к системе оценок (в детских садах, школах раннего развития). Говорят, если он выполнит задание хорошо – получит звездочку (ленточку, наклейку, похвалу, конфету и так далее). А если ребенок не справляется, его тут же критикуют – плохо, плохо, в следующий раз постарайся. Такие мыслеформы часто транслируются педагогами и воспитателями, родителям, а те, в свою очередь, переносят их на своих детей.

Соответственно, ребенок заранее начинает чувствовать потребность в том, чтобы стать взрослым, вести себя соответственно, одеваться и говорить, как взрослый. Дается ему это не легко. Отсюда и манерность в поведении, выводящая из себя родителей и столь характерная для кризиса 7 лет. Ребенок может начать активно провоцировать родителей, на то,
чтобы те «вышли из себя», например:


  • Перестать выполнять их просьбы
  • Нарочно делать все наоборот (если можно – не будет делать, а вот если нельзя – обязательно сделает)
  • Манерничать, ходить, говорить, как взрослый, иногда слишком перегибая палку, может начать употреблять «плохие» слова или прилюдно рассказывать какие-либо пошлости, тем самым ставя родителей в неловкое положение
  • Может стать очень требовательным по отношению к себе или другим.

На заметку:
Благодаря завершению формирования коры больших полушарий головного мозга у ребенка предшкольного возраста появляется возможность в большей степенью управлять памятью, вниманием, мышлением. Активно формируется произвольное внимание, то самое, которое дает ребенку возможность высиживать по 45 минут на уроке и слушать не всегда интересующие его речи школьного учителя. Также ребенок может подчинить свое намерение интеллектуальной цели и пролонгировать это во времени. То есть все-таки сесть и начать делать домашнее задание. И, более того, пересилить себя и не побежать к окну смотреть, как кто-то гоняет футбол во дворе или как птица качается на провода, а завершить начатое дело до конца.

В целом, нельзя сказать, что эти признаки характерны исключительно для кризиса, а подобных проявлений в поведении ребенка не было раньше или не будет потом. Но именно в этот кризисный период, когда ребенок изо всех сил пытается занять свое место под солнцем в социальной иерархии, качества, кажущиеся взрослым негативными, проявляются особенно обостренно. Детский психолог Л.И.Божович говорит, что «кризис 7 лет – это период рождения
социального «Я» ребенка». Пугаться, а тем более пытаться избежать кризиса не стоит.
Это явление закономерное и необходимое для становления человечка в социальной среде. В его процессе формируются новые психические элементы, которые послужат кирпичиками для дальнейшего развития ребенка. Если сравнивать кризис с природным явлением, то это, определенно, буря, тайфун или цунами, а если с социальным, то – революция. И задача у этой революции, естественно, свергнуть нечто старое, ненужное, изжившее себя, а на его месте воздвигнуть новое. И раз в душе ребенка происходят такие интенсивные психические процессы, становиться понятным, что дисгармония, мятежность и противоречия – естественны для этого
критического периода.

Как пережить революцию?
Чтобы смягчить психологическую нагрузку на ребенка в этот не легкий для него период взросления, родителям стоит заранее подготовить его к предстоящим социальным переменам.

Подготовка ребенка к школе заранее

Под этими словами подразумевается не ежедневные 5-часовые занятия по математике, русскому, английскому (зачастую с выставлением хороших или плохих отметок) в школах раннего развития, с дальнейшими вечерними домашними заданиями, а также нагрузкой в виде танцевального кружка три раза в неделю и плавания по выходным (чтобы любимый ребенок развивался разносторонне). После подобной подготовки школа ребенку может видеться как кошмар и во сне, и наяву, и идти туда он вряд ли захочет. Нас же, как гуманистов, интересует, скорее, более чуткий подход к ребенку, его возможностям, потребностям.

Для того чтобы подготовить ребенка к учебе, поиграйте с ним заранее в «школу». Пусть он попробует себя в роли учителя, а вы и мягкие игрушки, рассаженные вокруг стола, будете учениками. Так, в игровой, доступной для ребенка форме вы на собственном примере, наглядно сможете показать ему, как ведет себя ученик, как сидит, держит руки, что лежит у него на столе, куда направлено его внимание.

Также будет здорово, если вы выберете время и за несколько месяцев до поступления устроите поход в школу, познакомите ребенка с учителем, покажете классы, парты, буфет. Это даст ребенку возможность увидеть и оценить обстановку, а так же сделать 1 сентября менее стрессовым, так как все ему будет хотя бы чуточку, но знакомым, понятным.

Хорошо если вы будете периодически вспоминать и рассказывать интересные, веселые истории из своей школьной жизни, это успокоит ребенка, ведь если мама и папа через это прошли, выжили и даже с улыбкой вспоминают, значит, школа не так уж и страшна.

На заметку:
Семилетний ребенок, оказавшись в новой социальной среде – школе, начинает искать для себя другие авторитеты. Подражает, стремиться быть похожим, перенимает манеры поведения у значимых взрослых, но уже не у родителей. У него появляется новый авторитет – учитель, и теперь он, а не родитель, самый умный, самый правильный. Родители не должны пытаться свергнуть с пьедестала почета учителя, ведь теперь он будет главным в учебе. Даже если вы видите, что учитель как-то недооценивает ваше чадо, не стоит обсуждать и указывать на это ребенку, он все равно не сможет объективно оценить подобную информацию. И потом, противопоставление себя родителям – это нормально для
семилетнего ребенка.

Выполнение домашних заданий.
Задача родителей – помочь малышу с выполнением домашних заданий и при этом не забыть, что со многим ребенок сталкивается впервые, а значит, и требования, предъявляемые родителями к качеству и скорости выполнения ребенком домашних заданий, должны быть соответственными.

Чтобы было более понятно, возьмите, если вы правша, ручка в левую руку и напишите несколько предложений. Вы поймете, что писать сразу аккуратно, чисто и ровно левой рукой вы не сможете. Так же и ребенок, который учится письму впервые.

При проверке прописей старайтесь акцентировать свое внимание на том, что получилось у ребенка лучше всего, хвалите его за это, а к ошибкам относитесь лояльно. Так вы поможете ему настроиться на успешность. Если у вас не получается не нервничать и не срываться на
ребенке, пусть выполнением домашних заданий занимается тот партнер, который более спокойно к этому относиться. Зачастую семейные пары так и подбираются – один менее сдержан, чем другой. Вспомните себя в детстве: кто с вами занимался, ругали ли вас, чего вам при этом хотелось.

Поощрение самостоятельности
Как уже говорилось выше, кризис 7 лет характеризуется стремлением ребенка быстрее социализироваться и стать взрослым. Поощряйте его самостоятельность, даже если вы видите, что ребенок делает что-то неправильно. Удержите себя от соблазна сделать все за него быстро, аккуратно и правильно. Такой подход скоро заведет вас в тупик. Поддерживайте ребенка, приободряйте в случае ошибок, пусть он чувствует, что вы в него верите, ведь это очень важно. Не делайте ничего вместо маленького ученика, попробуйте создать такие условия, чтобы он мог сам постепенно научится и приобрести какой-то навык (это касается не только учебной деятельности). В общем, не ловите рыбу за него, а лучше дайте удочку и покажите, как ею пользоваться.

Алеся Нугаева

Яндекс.Метрика
361

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!