​Почему они такие разные?

Тип статьи:
Авторская

Мой ребенок обложит себя игрушками и может сидеть так долго-долго, его не видно и не слышно, — рассказывает одна мама.

— Везет тебе! А мой – то все полки осмотрит, то посуду всю вытащит; в общем не
соскучишься с ним, — вздыхает другая.
И сколько бы первая мама не давала советов, как нужно воспитывать детей, чтобы они спокойно сидели и играли с игрушками, второй маме ее рекомендации не помогут. Ведь дело не только в подходах к воспитанию, но и в темпераменте ребенка. А он закладывается при рождении и в течении жизни остается практически неизменным, разве что некоторые слабые стороны все же можно скорректировать.


Темперамент – это динамические характеристики нервной системы, которые определяют нашу эмоциональность, степень выносливости при нагрузках, скорость нашей работы и реагирования на обстоятельства. Родители, наблюдая за ребенком, могут по поведенческим проявлениям определить его темперамент. В младенческом возрасте это сделать сложно, так как поведение ребенка ограничивается в основном биологическими требованиями, но уже в процессе игры и взаимодействия с другими людьми можно узнать темперамент ребенка.

Маленькие холерики
В процессе игры у детей преобладает процесс возбуждения. Состояние часто меняется, и это сопровождается бурным переживанием чувств: в течение пяти минут настроение может меняться. Ребенок может заплакать, закричать, пережить весь спектр эмоций. Холерики – очень сильные и выносливые, но им быстро надоедают однообразные игры, нужна частая смена деятельности. В будущем такие дети склонны к тому, чтобы начать дело и не
довести его до конца.

Крохи-меланхолики
У меланхоликов слабый тип нервной системы, они бывают очень эмоциональны и сверхчувствительны. Такие дети во время игры заостряют внимание и реагируют на поведение и оценку других людей. В младшем возрасте они зачастую привязаны к родителям и
склонны к тревожности и чувствительности. Адаптационный период для таких детей длиться дольше, они не будут отходить от родителей и медленно привыкают к новой обстановке. Им понадобится больше времени, чтобы освоиться в пространстве. Среди незнакомых людей могут легко заплакать. В силу своей эмоциональности обращают внимание на какие-то мелочи, которые другие не замечают.
Ребенок-меланхолик часто любит рисовать, петь, лепить, заниматься творчеством. Он внутри переживает много эмоций, которые может выразить посредством творчества.

Малыши-флегматики
Дети, у которых преобладают процессы торможения. Внешне напоминают интровертов: он не сразу будет общаться, не сразу входит в контакт. При этом будет отдавать предпочтение играм, которые требуют сосредоточения и терпеливости: разного рода конструкторы, пазлы, мозаики. Они любят собирать мелкие детали, вырезать, клеить, рисовать. Родителям может показаться, что ребенок не склонен к общению: он входит в контакт, но не будет бурно реагировать и проявлять свои эмоции. Ему необходимо вовремя, чтобы соорентироваться и переключиться. Родителям стоит учитывать этот факт, общаясь
с флегматиками. Но если у меланхолика медленное переключение на другой вид деятельности – в силу его эмоциональности, то у флегматика по темпераменту более медленной мышление.

Дети-сангвиники
Это наиболее уравновешенный тип нервной системы, в которой процессы возбуждения компенсируются процессами торможения. У детей-сангвиников наблюдается быстрая приспосабливаемость и контактность. Им, как и холерикам, также необходима смена деятельности. Но если холерик заведется, его бывает трудно остановить, с сангвиником будет легче. Он более устойчив к нагрузкам, проявляет интерес к чему-то новому и необчному. Он будет шустрее, чем флегматик, но менее эмоционален, чем холерик.

Легко обнаружить в новой среде Тип темперамента можно определить по тому, как ребенок ведет себя в незнакомой ситуации. Быстрее всего к новой обстановке будет адаптироваться
сангвиник: для него новая среда будет менее травматична, он сразу пойдет знакомиться и общаться. Холерик тоже легко адаптируется, но у него будут преобладать процессы возбуждения и всплески эмоций. Меланхолик в незнакомой среде будет переживать и нуждаться в поддержке взрослого. Флегматик же ориентируется на свое внутреннее состояние, он более интровертирован и внешней реакции может даже не заметить, поэтому будет сам постепенно осваиваться и со временем привыкать.

Что с этим делать?
Главная родительская поддержка малышу будет в том, чтобы в воспитании учитывать индивидуальные возможности ребенка. Основная стратегия – это экологичное воспитание, то есть с учетом возможностей крохи. Если малыш – холерик, то необходимо обеспечивать ему эмоциональную разрядку и в момент бурного реагирования не лезть с нотациями, а дать время отреагировать необходимо обеспечивать ему эмоциональную разрядку и в момент бурного реагирования не лезть с нотациями, а дать время отреагировать, остыть,
затем переключить на другую деятельность. Холерика ни в коем случае нельзя стыдить и ругать при других людях, потому что это, наоборот, вызовет бурную реакцию. Флегматику надо дать чуть больше времени, заранее предупредить о том, что пора, например, заканчивать игру и собираться домой. Для меланхолика очень важна эмоциональная поддержка, он раскрывается в атмосфере, где чувствует тепло и принятие, остро реагирует на нервозную обстановку, особенно между родителями. Для сангвиника нужно организовывать частую смену деятельности, ему необходимо постоянно поддерживать интерес, чаще менять физическую и умственную нагрузку.

Какими были мы?
Часто родители, в силу своих ожиданий, разочаровываются, если ребенок у них не такой активный или, наоборот, очень беспокойный, в отличие от того, что они хотели. Здесь следует отметить, что темперамент также передается по наследству. И если мама с папой относятся к холерикам, то будет неуместен вопрос: почему ребенок такой активный. Достаточно посмотреть на ребенка и задать себе вопрос: а какой была я или отец малыша? – тогда все станет на свои места. Бывают случаи, когда у ребенка закладывается тип темперамента, не подходящий по стереотипам гендерного соответствия. Например, папы часто бывают в негодовании, если мальчик-меланхолик слишком слишком восприимчив к мнению окружающих и более чувствителен, чем большинство ребят. На что папы говорят: «Ты же мужик, нечего
плакать!» А у ребенка тип нервной системы неустойчивый, и он с этим ни чего не может поделать. Иной случай – когда девчушка-холерик не может усидеть на месте, со всех сторон ее поучают, что девочки себя так вести не должны, что так не принято. Таким образом, самые близкие люди, родители, задают программу своему ребенку: «Ты неправильный, ч тобой что-то не так». О какой здоровой самооценке тогда может идти речь.

Родителям стоит так формировать среду и так обеспечивать развитие ребенка, чтобы учитвать его возможности и способности. На развитие ребенка влиляют не столько нравоучения родителей, сколько правильно сформированная среда. Нет смысла холерику говорить: «Почему ты и пяти минут не можешь спокойно посидеть?» — ребенок этого не может, он не в состоянии контролировать свои эмоции. Также как от меланхолика флегматика не стоит требовать чрезмерной активности и бурных переживаний эмоций.
Часто мамы, которые хотели, чтобы их дети были активными и любознательными, начинают водить малыша по нескольким центрам раннего развития, тем самым перегружая его физически и интеллектуально. В принципе, любого человека можно научить проявляться совершенно по-другому, вразрез с темпераментом. Но какими усилиями он это будет делать и будет ли ему приносить удовольствие искусственная модель поведения? Поэтому лучше воспитывать ребенка с любовью и с учетом его индивидуальных особенностей – и пусть он будет не таким как все!


Айнур Еспенова
Консультант: Сандугаш Кудайьергенова, психолог, кандидат психологических
наук

Яндекс.Метрика
555

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!