​Гуманная педагогика по Амонашвили (о том, что детей нужно любить всегда и воспитывать их в любви)

Тип статьи:
Авторская

Слово «гуманная» подразумевает педагогику человеколюбивую, сердечную, теплую, уважительную. И направлена она на воспитание поколения отзывчивого, честного,
доброго. Автором гуманной педагогики, основанной на принципах классической, является педагог, доктор психологических наук, профессор, автор книг, переведенных на многие языки мира, Шалва Александрович Амонашвили.


Всю жизнь он посвятил изучению вопросов воспитания и создал свою теорию, которой следуют многие педагоги и родители. Сегодня Амонашвили является руководителем Центра Гуманной Педагогики и лаборатории гуманной педагогики при МГПУ, научным руководителем экспериментальных школ в Москве, Петербурге, Тюмени и многих других городах. В этой статье мы постарались в концентрированном виде познакомить читателей с постулатами
гуманной педагогики и научить родителей азам мудрого отношения к детям.


Золотая середина
Каждый родитель любит своего ребенка. Но, оказывается, любовь бывает разной и любить ребенка можно по-разному. К примеру, некоторые родители настолько любят свое чадо, что позволяют ему все, не бранят за шалости, никогда не наказывают и получают в итоге избалованного и эгоистичного ребенка. Другие, наоборот, любя малыша, держат его в
строгости и очень редко, а возможно, и никогда не показывают своей любви, считая, что именно при таком воспитании можно вырастить личность честную, благородную. В итоге ребенок, не видя в окружающих любви, вырастает бессердечным, скупым на эмоции.
Как же посеять в душе ребенка ростки любви, добра, честности, бескорыстия, отзывчивости, справедливости? Становиться очевидным, что в воспитании нужно искать золотую середину. Уметь найти выход из затруднительной, нередко конфликтной ситуации, при этом дав ребенку понять, что вы его любите, — задача непростая. С этой задачей помогают справиться принципы
гуманной педагогики.


Суть гуманной педагогики
Амонашвили в своих трудах называет ребенка Путником Вечности и видит рождение ребенка не иначе как чудо. Ребенок приходит в мир с пустыми руками, голым, но при появлении его мы, родители, и другие окружающие чувствуем, что он несет дары. Он дарит нам свет, радость счастье, жизнь наполняется смыслом. Но некоторые родители ошибочно полагают, что
ребенок, появившийся на свет, их собственность, которой можно распоряжаться, как хочется. Гуманная педагогика заставляет нас быть осторожными, воспитывая детей, не навредить им. Амонашвили считает, что каждый родитель – педагог от рождения и сердцем чувствует, как поступить в той или иной ситуации. Часто родительская забота о ребенке переходить в
заботу о самом себе. Желая вырастить хорошего, послушного, прилежного, талантливого человека родитель добивается, чтобы ребенок был в первую очередь удобным, чтобы не было с ним никаких проблем. На самом деле все дети от природы мудры, главное – показать им истинный путь, показать мудрость жизни. Назиданиями и нотациями ничего добиться нельзя.
Нужно строить духовно-нравственный мир, основываясь на том, что Любовь воспитывается Любовью, Доброта воспитывается Добротой, Уважение воспитывается Уважением, Честность
воспитывается Честностью, Рабость воспитывается Радостью, Благородство воспитывается Благородством, а Личность воспитывается Личностью.


Идеи гуманной педагогики
  1. У каждого человека свой характер, есть характер и у ребенка. Нельзя его ломать и заставлять делать все по желанию взрослого.
  2. Воспитывать ребенка нужно в свободе, ограниченной мудростью.
  3. Вооружать знаниями следует с любовью к жизни.
  4. Отказаться от силового, авторитарного воспитания.
  5. Следует проявлять живой интерес к жизни ребенка, при необходимости содействовать, помогать, выражать ему сорадость, сочувствие.
  6. Относиться к ребенку нужно как к взрослому, от которого ждут взаимного доверия, уважения, понимания.
  7. За достойные поступки следует искренне радоваться за ребенка, восхищаться, хвалить.

Прием дорисовывания
Если ребенок проявляет хорошие качества – надо их закрепить, если ему не хватает важных качеств – надо их взрастить. Если какие качества искажены – их надо выправить. Если же ребенок набрал дурных качеств – надо отстранить их от него. Как же это сделать?


Амонашвили предлагает использовать в воспитательном процессе приема дорисовывания. Часто родителя любят своего ребенка таким, каким представляют его в своем воображении – совершенным, прекрасным, идеальным. Они закрывают глаза на то, каким он является сейчас. Если бы не существовало этой особенности, то проблема воспитания бесследно исчезла.

Родители, воспитатели – все мы художники. Мы с помощью веры и любви создаем в сердце красивую картину. Но чтобы воплотить ее в жизнь, потребуются долгие годы, духовная сила и родительский труд, а главное — терпение. Начиная с младенчества, нужно говорить малышу, какой он хороший и чего мы ждем от него. Говорить красиво, умно, ласково, показывая, какие мы у него хорошие, добрые и ласковые. Мы не знаем, что такое грубость, что существует ненависть в воспитании. Для нас это – всего лишь краски, которыми мы рисуем.


Но на ребенка влияют не только родители. Когда он вырастает, мы обнаруживаем в нем влияние среды. Это может быть, к примеру, неуважительное отношение к старшим. Надо дорисовать его. И так как грубость не искоренить грубостью, дорисовать нужно красками благородства, великодушия.

«Дорисовывание великодушием – кипяток для грубости». Ни в коем случае не агрессивно, а с любовью, пониманием объясните ребенку, что он сделал не так, покажите своим поведением, что вы недовольны им. Скажите ребенку: «Глаза – это зеркало души. Я вижу, какие у тебя добрые глаза, по ним я узнаю, какое у тебя доброе сердце». Пройдет время и ребенок осознает, что именно он сделал не так, и исправит свою ошибку.


Нужно верить, что в ребенке есть прекрасные чувства, надо лишь пробуждать их в нем. Если хоть на минуту терпение в воспитании ребенка покинет вас, этот гармоничные процесс превратиться в хаос. «Творящее терпение – это процесс творческого проявления». Следует помнить, что нужно уметь видеть целое, когда дорисовываешь деталь, нужно уметь смешивать краски, чтобы подобрать нужный цвет. И еще надо уметь нежно прикоснуться кистью к нужному месту, чтобы не смазать рисунок. Родительское сердце будет лучшим советчиком в этом деле.

Прием исповеди
В контексте инструментов гуманной педагогики ассоциация этого приема с религиозным таинством имеет прямое соотношение. Но речь пойдет об исповеди во взаимоотношениях с ребенком. Возникает вопрос: кто перед кем должен исповедоваться – ребенок перед родителем или родитель перед ребенком? И так, и так.
Суть этого приема в том, чтобы подавать пример искреннего, чистосердечного, доверительного, правдивого «деяния», с надеждой, а может, даже уверенностью в том, что человек не будет осужден, а понят и прощен. К примеру, если ребенок сделал что-то не так,
совершил проступок, нужно сделать так, чтобы он объяснил мотивы, в первую очередь себе, понял ошибку и осознал последствия. Это воспитывает в ребенке проявление великодушия, милосердия, ответственности, любви и уважения, прокладывает путь доверию к окружающим. Но всегда нужно помнить, что ребенок берет пример со взрослых. Демонстрируйте подобное поведение сами – ребенок будет учиться у вас.


Воспитание радостью
Говорят: «Радость есть особая мудрость». Это значит, надо знать, чему радоваться, как дарить радость и как принимать радость, как сорадоваться, как восхищаться, веселиться и праздновать.

Ребенок – существо солнечное: он родился, что бы радоваться и радовать. И ему очень повезет, если родиться он у родителей, которые тоже люди счастливые, и в семье радость – норма жизни. «Радость есть добрая сила воспитания», — говорит Ш.А.Амонашвили. Самая распространенная форма доставления радости – дарить ребенку подарки. Но радость через подарки должна быть ценимой редкостью. Дарить нужно без всяких условностей, не прививая ребенку мысль, что он в долгу перед вами. Никогда не упрекайте ребенка за подарок, ведь дарение – это знак вашей любви, заботы и благодарности. Вот лишь некоторые из тезисов великого педагога. И хотелось бы, чтобы как можно больше родителей, воспитателей, педагогов познакомились с гуманной педагогикой и воспитывали своих детей в русле
понимания и уважения.


Алина Кубеева

Яндекс.Метрика
699

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!