Новые пользователи

Календарь развития от 2-х до 3-х лет

Тип статьи:
Авторская


В возрасте двух-трех лет ведущие линии развития ребенка — сенсорная, познавательная, речевая и моторная. В это время они обогащаются более сложным содержанием. Ребенок как бы «оттачивает» то, чем овладел в предыдущий период. Так чем же знаменателен именно этот период жизни, в чем его особенности и что нового появляется в поведении ребенка?

Развитие речи
Овладение речью – главная линия развития ребенка в этом возрасте. Ведь активная речь к концу третьего года выступает не только как средство коммуникации и познания, но и, прежде всего, как условие формирования интеллекта.
До двух лет дети, как правило, говорят мало, а на третьем году жизни наблюдается значительный скачок в развитии речи ребенка. Словарный запас достигает порядка тысячи слов, среди которых преобладают существительные, появляются глаголы и прилагательные. Но словарный запас неодинаков у различных детей. Если к двум с половиной годам один ребенок знает порядка тысячи слов, то его ровесник может оперировать количеством слов в несколько раз меньше. Связная речь у ребенка на третьем году жизни только начинает
формироваться. В начале второго года малыш строит короткие простые предложения, но затем начинает пользоваться сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями.
С помощью слов, обозначающих признаки предметов, ребенок учится узнавать и различать их цвет, форму, размер, качество, запах (красный, квадратный, большой, сладкий).

Особое значение речь имеет для освоения ребенком правил поведения, ведь все требования взрослых выражены словами. Малыш интенсивно входит в мир людей, начинает принимать и исполнять требования взрослых, демонстрирует сознательное отношение к быту. Ребенок реагирует на разрешение или запрет взрослого — «можно», «нельзя» – приходит понимание слова «надо» и послушание взрослому.

Пользуясь речью, он начинает общаться с другими детьми, играть с ними, что также способствует его развитию. Отличительной особенностью речи ребенка двух-трех лет
являются ошибки. Например, он слышит «ломаю», «играю», и по аналогии с этими словами говорит — «спаю», «вставаю», «жеваю» вместо «сплю», «встаю», «жую». Допускает и другие
ошибки, чаще всего в окончаниях. Если же ребенок к трем годам не имеет в речи твердых звуков
Т, Д, Н, С, 3, можно говорить о некоторой задержке в развитии его звукопроизношения, считают логопеды.


«Я сам»
Период между двумя и тремя годами жизни психологи часто называют первым кризисным периодом. Связано это с тем, что ребенок начинает ощущать себя личностью. В целом третий год жизни ребенка можно охарактеризовать одним словом – «самостоятельность». В период между двумя и тремя годами улучшаются навыки самообслуживания, самостоятельной игры. Совершенствуется тонкая моторика, что позволяет ребенку самостоятельно одеться, раздеться, умыться, рисовать карандашом, застегивать пуговицы, аккуратно кушать и
пользоваться столовыми приборами. Малыш начинает понимать свое личное «Я» и требует, чтобы его самостоятельность замечали взрослые. Он сознательно говорит «я»: «Я не хочу»!, «Я не буду!» В этом возрасте ребенку необходимо многое разъяснять. Без умения договориться, без уважения к ребенку как к личности, в нем будут формироваться неблагоприятные черты характера. Лучше предоставить ребенку посильную самостоятельность во всем, что он сможет выполнять без лишней опеки взрослого. Стоит продолжать приучать ребенка к труду, чистоплотности и опрятности. Малыши этого возраста уже вполне способны собирать за собой игрушки, аккуратно разложить одежду, закрыть крышку горшка, отнести в мусорное ведро фантик от конфеты. Опрятность, чистоплотность, привычка к порядку воспитываются с детства.

Психическое развитие
По мере того, как ребенок пытается понять устройство предметов самостоятельно, у него неизбежно возникают вопросы, и он обращается к взрослым за компетентным объяснением.
Как отмечает психотерапевт В. И. Гарбузов, если ребенок во второй половине третьего года жизни задал вопрос «почему?» – он безоговорочно умен, так как это означает, что малыш задумался. Его заинтересовали причины явлений и их взаимосвязи. «Почему из крана течет
вода? Почему идет снег? Почему темнеет на улице?» и т. д. Стоит терпеливо отвечать на все вопросы ребенка. Несколько раз необходимо проговорить название предмета и объяснять, для чего он нужен. Для ребенка двух — двух с половиной лет вы –практически основной источник знаний. Взрослый, который отвечает на вопросы основательно, глубоко вникая в то, что ребенка заинтересовало, способствует развитию мыслительных способностей у малыша. Поэтому лучше стараться не отвечать поверхностно, как бы отмахнувшись. Ведь время бесконечных вопросов у ребенка только началось и закончится совсем не скоро.


Физическое развитие и игры
После двух с половиной лет ребенок быстро развивается физически, становится более ловким. И это доставляет ему удовольствие. Можно начинать осваивать «взрослую» ходьбу по лестнице, ставя ноги поочередно на каждую ступеньку. В этом возрасте желательно приобрести трехколесный велосипед с ручкой. Он разовьет и укрепит мышцы ног ребенка; улучшит ориентацию в пространстве.
У ребенка 2-х лет появляется тяга к конструированию. Если раньше игры с кубиками были достаточно примитивными и сводились в основном к разбрасыванию их в разные стороны, то теперь ребенок вполне может поставить несколько кубиков один на другой, построить башню, домик с крышей. Ближе к трем годам ребенок уже может рисовать примитивные рисунки и лепить первые поделки. Лепка развивает фантазию, гибкость и ловкость пальцев, укрепляет мышцы рук.


Новые открытия
После двух лет некоторые педагоги считают возможным начинать работу по ознакомлению малыша с грамотой. А грамота у всех народов, как отмечал еще Л. Н. Толстой, это умение читать, считать, писать. В 1988 году, когда готовились к выпуску «Кубики Зайцева», обрадовало высказывание мудрого педагога Б. П. Никитина: «Обучение грамоте с двух лет обязательно, потому что это необыкновенно развивает ребенка». «Кубики Зайцева» позволяют многое: познакомиться с буквами, слога ми, научиться грамотности. И для этого вовсе необязательно ждать, когда ребенок пойдет в школу. Вы сможете сами научить ребенка читать, и кубики вам в этом замечательно помогут.
Родители, наделенные тонким педагогическим чутьем, и сотни лет назад начинали обучение своих малышей чтению и счету чуть ли не с пеленок. Многие великие люди научились читать в два-три года. Никто с уверенностью не может ответить: научились они читать, потому что родились великими, или стали великими, так как их раньше начали учить?


Александра Олейникова

Яндекс.Метрика
546

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!