​Нужно ли общаться с малышом до его рождения?

Тип статьи:
Авторская

Общение с малышом, когда он еще находится в утробе, становится всё более популярным занятием. На эту тему написаны книги, существует множество курсов, апробируются методики. Тем не менее, у ученых нет ещё достоверных данных о том, что подобное общение как-либо влияет на интеллектуальное развитие ребенка или на его отношения с родителями в будущем. Что же представляет собой это общение – насущную необходимость или своеобразное развлечение для будущих родителей?

В настоящее время речь заходит не только о диагностике развития плода, но и о перинатальной психологии и даже о перинатальном воспитании — воспитании ребенка до рождения. Наука не стоит на месте, многое стало известно и о внутриутробной жизни плода. Но вопрос общения с малышом до его рождения и сейчас весьма актуален и до конца не познан.

Давно известно, что новорожденный приходит в этот мир уже с огромным багажом впечатлений. Он получает ощущения с помощью всех органов чувств. Сразу после рождения малыш обладает всеми пятью чувствами: зрением, вкусом, слухом, обонянием и осязанием.

Откуда это пришло?

В конце 70-х годов XX века появилась новая отрасль психологии, педагогики и медицины — перинатальное, или дородовое, развитие и воспитание. Была создана новая медицинская аппаратура (ультразвук, волоконная оптика), благодаря этому появилась возможность проводить наблюдения за поведением и состоянием плода.

Калифорнийский акушер Ван де Кар разработал методы работы с беременной женщиной и плодом. Он использовал тактильное воздействие рук на брюшную полость. Будущая мама похлопывала живот, нажимала на него и произносила повторяющиеся, односложные слова. Эти специальные упражнения выполнялись ежедневно по 15—20 минут. Ван де Кар считал, что таким образом можно помочь более интенсивному интеллектуальному развитию плода.

Американский специалист по дородовой подготовке Брент Логан в 80-е годы занимался изучением звукового воздействия на плод. Беременные прослушивали определенные музыкальные произведения и записи сердечного ритма, которые имели разный характер (высота и частота звука изменялись). Таким образом, он считал, стимулировалось психическое развитие будущего ребенка.

К концу 80-х годов женщины, находившиеся в «интересном положении», начали слушать музыку через аудиоплеер, помещая наушники на живот, чтобы их малыши также слышали понравившуюся музыку. При этом врачи наблюдали за изменением шевелений плода при помощи УЗИ, измеряли его сердечный ритм.

Еще раньше во Франции существовал так называемый «поющий» родильный дом Мишеля Одена. Там проводились занятия по хоровому пению, которые посещали будущие родители. Считалось, что хоровое пение улучшает самочувствие и укрепляет нервную систему матери, у которых впоследствии рождались здоровые и спокойные дети. Мишель Оден обратил внимание, что если отец регулярно разговаривает с плодом во время беременности жены, то после рождения, почти сразу же, ребенок начинает узнавать голос отца.

Также в 80-е годы был апробирован метод профессора Лазарева «Сонатал» (в переводе с латыни сонас — «звучащий», натус — «рожденный»). Его суть заключалась в том, что в перинатальный период можно воздействовать на эмоциональное, двигательное и дыхательное состояние плода и даже управлять его развитием. По этой методике мама общается с еще не родившимся малышом с помощью специальных вокально-речевых упражнений.

Колыбельная для … живота

Ученые заметили, что дети, находясь в утробе матери, по-разному реагируют на различную музыку. Они любят структурированные мелодии – например, Вивальди, Моцарта, народную музыку, детские и другие песни. Также они утверждают, что если петь еще не родившемуся ребенку, то это благоприятно скажется на его развитии в будущем. Замечено, что малыша можно приучить к ритуалу ночного засыпания. Для этого будущей маме необходимо регулярно соблюдать определенную последовательность действий – например: ужин, душ, колыбельная. Есть некоторая доля вероятности, что такой ритуал, знакомый малышу с внутриутробной жизни, поможет ему в дальнейшем вовремя успокоиться и заснуть.

Как происходит контакт?

Кто-то из будущих родителей относится к общению с ребенком весьма скептически, полагая, что достоверно узнать, что чувствует ребенок в утробе матери, нельзя. А кто-то, наоборот, старается каждый день говорить с еще не родившимся малышом, учится его понимать. Кто прав? Ответ на этот вопрос можете дать себе только вы сами.

При изменении психоэмоционального состояния будущей мамы в ее кровь выбрасываются те или иные вещества. А поскольку ребенок и мать является одним целым, то любой ее негатив тут же отражается на психическом и физическом состоянии плода. Именно поэтому для стабилизации эмоционального состояния беременных во многих центрах по подготовке к родам предлагают заниматься творчеством. Это могут быть занятия танцами, пением, арт-терапия и другое. Считается, что во время таких действий начинается общение с малышом. С этим невозможно не согласиться. Через песни, рисунки или поделки будущие мамы учатся выражать свою любовь к малышу еще до его рождения. А эти навыки явно не окажутся лишними и после появления крохи на свет. Тем более, что практически каждая будущая мама переживает период повышенной эмоциональности. Перенося свои эмоции на бумагу, можно избавиться от тревог и волнений за ребенка.

Не стоит забывать, что у папы тоже есть шанс познакомиться с ребенком еще до его рождения. Малыш слышит голос отца, воспринимает эмоции, которыми сопровождается общение родителей. Будущим папам психологи рекомендуют не забывать о том, что, заботясь о своей жене и будущем ребенке, общаясь с ним, вы как бы даете ему сигнал: «Здесь хорошо, мы ждем тебя и рады тебе». Интерес к миру можно закладывать уже сейчас. Тогда, повзрослев, ребенок сам захочет познавать мир, вы заложите в нем любовь к жизни. Замечено, что отцы, которые достаточно часто общались с ребенком во время беременности, после рождения лучше понимают своего малыша и легко налаживают с ним контакт.

Из глубины веков

В некоторых странах Востока — например, в Древнем Китае и в Корее, издавна считалось, что в день рождения ребенку уже исполняется девять месяцев, то есть возраст человека исчисляется со дня зачатия, а не рождения. Еще более 1500 лет назад в Китае практиковали дородовое воздействие на ребенка. Женщины, ожидающие малыша, ежедневно пели для него нескольких часов: считалось, что это благоприятно отразится на характере ребенка. А в Японии будущие мамы жили в специальных общинах, расположенных в красивой местности. Специально обученные женщины занимались там эстетическим и музыкальным образованием матери и ее будущего ребенка. В некоторых странах Африки с давних пор и по сей день практикуются специальные танцы и ритмические движения для беременных.

Кому это нужно?

Итак, подведем итоги: общение с ребенком до рождения необходимо как малышу, так и будущим родителям. Таким образом ребенок получает новые стимулы для своего развития, а главное — тепло, ласку и заботу будущих родителей. Для этого необязательно петь, рассказывать стихи и т.д. — достаточно просто думать о малыше, воспринимать свою беременность положительно.

Природа мудра, и неслучайно беременность длится девять месяцев. За это время нам дается возможность привыкнуть к своему малышу и научиться его понимать. Почувствовать ответственность за него. Понять и принять новые роли в семье. Женщина учится понимать свое тело, что поможет ей в родах. Но самое главное — в это время мы учимся любить нашего будущего ребенка, еще не видя его, — любить его таким, какой он есть. Мы учимся безусловной любви, готовимся к роли родителя, и, самое главное, к общению.

Методики

Понятие «дородового общения», необходимость постоянного контакта с ребенком до рождения используют многие, но понимают их все по-разному. Так, например, на Украине существует «Центр осознанного родительства». Специалисты этого центра отмечают, что трудные роды бывают только при противодействии ребенка, который боится идти в мир. Чтобы предотвратить это, необходим постоянный дородовый контакт. Для этого предлагается использовать так называемую «прогулку радости». Например, гуляя по улице, будущая мама рассказывает своему ребенку, как прекрасен мир, в котором ему предстоит жить, — необязательно словами, можно и через образы, мысли. Так мама передает малышу положительные эмоции, закладывает в нем любовь к жизни.

Понятие «постоянного контакта» матери и плода воспринимается среди приверженцев перинатального воспитания неоднозначно. В одних методиках — это ежедневные, обязательные «ритуалы» общения. Женщину вводят в так называемое эйфорическое состояние, иногда в состояние гипноза (что противопоказано при беременности). Специалисты таких центров считают, что таким образом мама «воссоединяется» с ребенком, и общение достигает высочайшего уровня. Но это состояние — опасно для беременной.

Другие методики говорят о необходимости постоянного, ежедневного обучения ребенка: существуют даже специальные методики обучения математике, языкам, алфавиту и т.д., но их эффективность не является научно доказанной. Здесь путают стимуляцию органов чувств — с ранним интеллектуальным развитием. Будущие мамы прикладывают к животу наушники с записью текстов на иностранных языках, вместо того чтобы спеть песню самой и насладиться любимой музыкой. Они рисуют световым лучом буквы и цифры на своем животе, считая, что таким образом смогут сделать малыша гениальным. Разумеется, для развития ребенку необходимы впечатления, но ему хватает и тех. которые он получает, находясь в материнской утробе, без каких-либо дополнительных воздействий.

Если мама прислушивается к своему малышу, умеет его понимать и принимать — это залог их успешного контакта в будущем. Вы для малыша сейчас — целая Вселенная, с помощью ваших ощущений он познает мир. Стоит помочь ему, и пусть, придя в этот непростой мир, малыш уже будет знать и чувствовать, что его ждут и любят.

Тамара Тихонова

Яндекс.Метрика
463

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!