​Детские шалости

Тип статьи:
Авторская

На днях звоню маме и жалуюсь, что дочурка изрисовала мои любимые обои по всему периметру комнаты. Желто-синие каракули – это, конечно, красиво, но не новых обоях, которые я, можно сказать, «отвоевала» у мужа! «Спокойно, доча! – ответила мама, — желтый с синим отлично гармонируют! У нашей девочки превосходный вкус!»

«Ну и пусть! – успокоившись, подумала я. – Мы купим новые!» Ведь в этом-то, как раз и заключается отличие детей от взрослых – мы знаем, что можно, а что нельзя, а ребенок еще нет. Он пока не в силах понять, что, например, сотовый, который он только что закинул в аквариум, стоил папе двухмесячной зарплаты. Для карапуза это всего лишь эксперимент, и он действительно не понимает, почему вы так сердитесь. Откуда он мог знать, что лента, которую вчера было так весело и интересно вытаскивать из видеокассеты, это запись родительской свадьбы в единственном экземпляре?.. А ведь карапузу никак не объяснишь, что это дорогая/любимая/единственная вещь!

Так что, первое, что следует запомнить: дети шалят абсолютно без злого умысла! Хотя иногда и подвергают нашу нервную систему серьезным испытаниям…

Второй вывод, напрашивающийся сам собой: не искушайте! Уберите от ребенка подальше милые вашему сердцу вещи: ключи от автомобиля, денежные купюры, любимый хрустальный сервиз и дорогую косметику. Заодно спрячьте подальше заведомо опасные предметы: ножи, ножницы, иголки, утюг, стеклянную посуду и таблетки.

На заметку!

Попробуйте окинуть квартиру взглядом любознательного карапуза. Что бы могло вас заинтересовать? А теперь со стороны взрослого расположите предметы так, чтобы те, с которыми ребенку играть не положено, находились в не зоне его досягаемости.

Как реагировать?

По мнению психологов, «возраст глупостей» начинается примерно в 10-12 месяцев. В это время ребенок встает на ноги и его неудержимо влечет все, что попадается в поле его зрения. Он исследует, осваивает, раскрывает для себя тайны этого мира. И порой эти «исследования» стоят нам разлитого по новому ковру чая, любимых, теперь уже разбитых хрустальных бокалов, годового отчета с живописными каракулями и изрядно попорченных нервов.

Луиза: «Двухлетний сын сломал компьютер – просто облил его компотом. Решила наказать: отругала и поставила в угол. Он обиделся и теперь игнорирует меня. Сама понимаю, что погорячилась».

Помните: через такие шалости проходят все дети… и все взрослые. В конце концов, ковер можно сдать в химчистку, а бокалы заменить новыми. Ругать же ребенка совершенно бесполезно! Да и незачем. В таком возрасте дети еще не понимают, что есть вещи разрешенные, а есть запрещенные. И объяснять им, что «пятна от чая не отстирываются», согласитесь, рановато. Поэтому просто запаситесь терпением и научите кроху воспринимать слово «нельзя».

Можно ли «нельзя»?

Не только можно, но и нужно! Карапуз должен с самого детства понимать, что есть определенные рамки. Вседозволенность может вызвать много проблем в будущем, когда ребенок столкнется с необходимостью подчиняться каким-либо правилам.

Ажара: «Я дочурке никогда ни в чем не отказывала и ничего не запрещала. Даже своим домочадцем не разрешала в чем-то ее ограничивать. Сейчас ей 3,5 года и я пожинаю плоды своей «доброты». Мое слово для нее ничего не значит, она вытворяет такие фокусы – волосы на голове дыбом становятся! Обратилась к детскому психологу, решаем проблему».

Важно!

Каждому возрасту соответствует свое «нельзя», и говорить о нем можно только на «остывшую» голову.

Естественно, установление запретов вызовет у карапуза бурный протест. И не потому, что вы запрещаете, а потому, что прерываете его исследовательскую деятельность. Это может повлечь сильное разочарование. Поэтому вместо того, чтобы просто запрещать изучать вожделенный предмет и забирать его (порой игнорируя плач и истерику), лучше расскажите про него или научите использовать предмет «по назначению». В дальнейшем, с развитием мышления и воли, малышу станет проще воспринимать ограничения.

Важно!

Чтобы ребенок поверил в твердость ваших намерений, вам потребуется повторить запрет не один раз, прежде чем авторитетное «нельзя» закрепится в сознании крохи. И уж если один раз было «нельзя», то пусть так будет всегда. Только в этом случае малыш будет уверен в незыблемости существующих правил, и только тогда поймет, что есть в мире порядок. И пусть «свода семейных запретов» придерживаются все члены семьи.

Бороться или отвлекать?

Сорванец обожает прыгать на диване, держа вас в постоянном напряжении? Водите его чаще в парк, пусть прыгает на батуте! Любит щелкать фотоаппаратом, меняя все настройки и удаляя драгоценные снимки? Подарите ему свой собственный, игрушечный фотоаппарат! Нравится рисовать на обоях? Купите «одноразовые» обои в виде раскраски! В общем, не отрывайте ребенка от любимого занятия, незаметно подмените его безопасным «дубликатом». Тогда вам удастся обойтись без жертв!

Еще один отличный способ направить шалости ребенка в мирное русло – показать их положительную сторону. Такой нехитрый метод называется «переориентацией». Вы как бы заставляете карапуза согласиться с запретом, при этом акцентируя внимание на положительном опыте, который он приобретает в результате «эксперимента». Например, ребенок высыпал землю из цветочного горшка, но зато теперь он знает, что земля грязная, испачкала ему руки и он должен вымыть их.

Важно!

Ни в коем случае не говорите ребенку, что он поступил нехорошо и вы им недовольны. Иначе он будет считать себя плохим. Ведь дети все принимают на свой счет! Поэтому лучше говорите от своего лица: «Я бы не хотела, чтобы ты рисовал на моей сумке. Вот тебе большой лист бумаги», «Я немного устала, ты можешь поиграть с папой в другой комнате какое-то время?». Главное, чтобы кроха понял, отчего возник запрет: если он увидит ваше состояние и услышит ваши пожелания, то, скорее всего, это поможет ему остановиться.

Кстати, ограничения можно обозначить не только с помощью слов, но и с помощью поступков. Например, если вы каждый вечер помогаете ребенку убирать игрушки, то он сам придет к выводу, что у каждой вещи есть свое законное место, и если что-то сначала разобрать, то после нужно обязательно собрать. Согласитесь, наглядный пример намного полезнее и понятнее ребенку, чем: «А ну-ка, сложи игрушки на место!»

Шалости от скуки

Порой родители удивляются: как ни старайся, а ребенок все равно продолжает шкодничать. Возможно, таким образом он пытается «донести» до вас, что ему попросту нечем заняться. Например, вы купили новую, на ваш взгляд, интересную игрушку, а он продолжает гоняться за котом или разбрасывать по дому кусочки недоеденного крекера. Вероятно, либо новая игрушка пришлась ему не по вкусу, либо он просто не знает, как с ней обращаться. Попробуйте показать чаду, как ею пользоваться. Если и после этого под тапочками похрустывают куски крекера, то вам стоит задуматься. Возможно, ребенка надо занять чем-нибудь более интересным.

Гаухар: «Признаюсь, люблю говорить по телефону. Обычно оставляю дочурку в груде игрушек и звоню подруге поделиться новостями. Однажды подошла к телефону и обнаружила, что он разбит вдребезги. Дочь постаралась. Только после объяснений бабушки (она у нас педагог), поняла, что мало внимания уделяла ребенку. Для нее же виновником стал телефон».

Играйте с карапузом, показывайте ему различные предметы, рассказывайте о них. В этом возрасте малыш познает мир с помощью взрослых, накапливая опыт. Не забывайте одну важную деталь: то, что вы вложите в него сейчас, принесет свои плоды в будущем!

Помните, что период шалостей скоро пройдет, и каждый поступок, который вызывал столько негодования, будет вызывать улыбку! Терпения вам, чувства юмора и творческого подхода к шалостям сорванцов!

Александра Некрасова

Яндекс.Метрика
536

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!