​Готовность к роли родителя

Тип статьи:
Авторская

Определяется ли родительское поведение людей генетически заложенной программой? Единого мне­ния относительно биологической основы поведения родителей на сегодняшний день не существует: неко­торые склонны подчеркивать биологические аспекты родительства, другие – социальные. Сегодня мы склонны говорить о приоритете социальных аспектов

С начала о биологии и генетике. Пола­гаем, большинство из нас, отвечая на вопрос «Когда человек готов стать родителем?», первым фактором назовут физиоло­гическую готовность жен­щины. Это верно: рожать в двадцать, тридцать или сорок лет – имеет огромное значе­ние. Однако возраст оказывает столь серьёзное влияние не сам по себе, как количество прожитых лет, сколько с точ­ки зрения психологической готовности.

Формирование родительских чувств, скорее всего, начинается еще в детстве каждого из нас на основе раннего опыта наших взаимоотношений в собственной семье. На протяжении жизни эта программа под названием «я – родитель» развивается и меняется с учетом уровня об­разования, эротического опыта и характера супружеских отноше­ний. Все эти факторы приводят нас однажды к ситуации, когда приходится выбирать: рожать запланированно или же, как говорят в народе, «залетев»; рожать, построив собственную карьеру, или будучи студенткой; при поддержке обеспеченного мужа или без такового вообще и т.д. Сейчас речь идёт о самом важном факторе, определяющем нашу способность стать родите­лями — об умении сознательно принимать решения.

Кто я такая?

Подготовиться к рождению ребенка — что это значит? Боль­шинство спешат купить всё необходимое, посоветоваться с врачом. А на деле – необходимо разобраться в своей жизни и себе. Вопрос первый: что я смогу дать ребенку? Понятно — любовь, заботу. Но этого может оказать­ся мало. Хорошо бы иметь ответ на вопросы «Что я за человек?», «Что для меня важно?», «Явля­юсь ли я развитой личностью и что могу сделать для своего развития?», «Можно ли меня на­звать социально адаптирован­ным, ответственным человеком, и насколько широк круг моих общественных интересов?»… Это не значит, что если на один из вопросов вы не нашли до­стойного ответа, вам не стать хорошим родителем. Это значит только, что вам есть куда расти и развиваться, чтобы быть примером своему ребенку.

Кто он такой?

Еще один блок вопросов — что за человек отец моего будуще­го ребенка? Наши отношения с ним действительно будут бла­готворно влиять на малыша? Будет ли он по-настоящему любить ребенка? Станет ли хорошим отцом и достойным образцом для подражания? Правда, об этом лучше за­думаться тогда, когда вы еще не узнали о своей беремен­ности. Замечено, что пози­ция отца формируется чуть дольше материнской. И здесь главным фактором становит­ся отношение к женщине-матери будущего ребенка – любовь, уважение, нежность, обоюдность чувств. Соучастие будущего отца традиционно связывается с созданием для женщины ощущения счастья и безопасности. Однако всё больше современных отцов проявляют желание более активно участвовать в эмо­циональном «вынашивании» ребенка, присутствовать при его рождении, видеть его в первые минуты после появле­ния на свет, что, по признанию ученых и врачей, способствует укреплению семьи. Профессор Кайл Прюэтт, психиатр из Центра изучения ребенка при Йельском университете, пи­шет: «Мужья, присутствующие при родах, почти неизменно… поражены сознанием того, что именно они привели в мир но­вого человека, дали ему жизнь, которая отныне и уже навсегда будет неразрывно связана с их собственной». У женщин это происходит по-другому: они любят своего ребенка задолго до того, как произведут его на свет. По этому поводу Ольга Бабанина, врач-неонатолог высшей категории, считает: «Главным психологическим новообразованием благопо­лучно протекающей беремености можно считать воз­никновение у будущей матери интрацептивного сенсорного опыта взаимодействия с пло­дом, чувства «мой ребенок», развитие позитивного образа ребенка».

Готовы ли мы?

Есть еще вопросы, которые было бы отлично задать себе. Например, какова позиции других членов семьи и близ­ких родственников – старших братьев и сестер, бабушек и дедушек. Конечно, это может показаться не столь опреде­ляющим фактором, как здо­ровье, финансовое положение, поддержка отца ребенка, од­нако для развития малыша Семья (хорошо бы большая и дружная) очень желатель­на. Оптимальная готовность прародителей – бабушек и дедушек – состоит в осозна­нии своей собственной осо­бой роли. Наряду с оказанием некоторой помощи – бытовой, материальной, они выступа­ют в роли связующего звена между прошлым и настоя­щим семьи, передают тради­ции и проверенные ценности, окружают внуков поистине безусловной любовью.

Таким образом, беременность, рассмотренная с психологиче­ской точки зрения, включает следующие элементы: уста­новку на беременность как на желанную или нежеланную; на­личие или отсутствие спонтан­ного влечения стать родителями (бессознательный компонент); оценку социальной ситуации как благоприятной или неблагопри­ятной для беременности.

Некоторые психологи придают особое значение бондингу – раннему естественному кон­такту с ребенком сразу после рождения. Взаимное присталь­ное «разглядывание», телесный контакт, поглаживание, прика­сание способствуют появлению у всех членов семьи особого теплого отношения к ребенку, которое отличается устойчи­востью и оказывает развиваю­щий эффект в долговременном плане. Утверждается, что у человека существует врожден­ный механизм формирования привязанности к своим детям и критический (сензитивный) период в первые полтора часа после рождения. Мы в это свя­то верим. То есть мы верим, что родительское поведение генетически запрограммиро­вано. Но мы также знаем, что наши решения еще важнее и еще сильнее, чем биоло­гия. Когда мы это признаем, мы понимаем, что ребенок не выбирает себе родителей, условия жизни, человеческие отношения, которые его фор­мируют. Всё это зависит не от него, а от нас, родителей. Это мы определяем для ребенка облик мира.

Разия Хасанова

Яндекс.Метрика
719

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!