​Свободное развитие ребенка. Где ваши доказательства?

Тип статьи:
Авторская

Участвуя в дискуссиях о свободном воспитании, я часто видел, как спор заходил в тупик из-за разницы во взглядах, основанных на личном опыте. Опыт у всех разный, и по этой причине дискутирующие не могли прийти к общему знаменателю. Так было всегда. Сценарий примерно следующий.

Мы, кто ратует за свободное развитие ребенка, – призываем родителей больше содействовать детям в их желаниях, в их «хочу» и только в случае необходимости использовать «надо» и «должен». Стоит только озвучить подобную мысль – моментально получаешь шквал критики: «Эгоисты! Вырастут неуправляемые эгоисты, хочуши, не знающие ни рамок, ни закона, ни морали, ни ценностей! От такого воспитания вырастают тираны, преступники и маньяки. Оставь ребенка на 5 минут без присмотра – он квартиру разнесет. Он будет бить во дворе всех палкой. Он не будет слушаться».

Мы отвечаем: «Да. Если ребенка, воспитываемого на запретах, оставить без присмотра, то, почуяв свободу, он действительно разнесет весь дом». Общая ошибка этой критики в том, что она базируется на опыте обычного воспитания. Традиционного назидательного, несвободного воспитания. «Туда ходи, сюда не ходи, это подай, это не бери». Если ребенка 10 лет одергивать и муштровать, а потом вдруг все разрешить, то, разумеется, он начнет наверстывать упущенное. Если открыть все двери тюрьмы, из нее действительно выбегут все преступники и начнут совершать асоциальные поступки. Но если тюрьму не создавать? Если позволить ребенку реализовывать свои желания и интересы по мере их появления, то у него не будет мотива действовать асcоциально.

Школьно-образовательный процесс

Мы также критикуем школьно-образовательный процесс, называя его тюремным. Консерваторы считают, что если не заставлять, то ребенок сам ничему не научится. Действительно, если девятикласснику сказать, что он может не учиться, он, счастливый, пойдет играть в футбол. Но здесь аналогичная ошибка. Школа уже отбила желание учиться. Ребенок по природе любознателен, и если его не заставлять, не ставить двойки, он будет проявлять интерес, и на волне интереса пройдет годовую программу за пару

месяцев, испытывая вместо стресса подлинный интерес. Конечно, далее поднимаются еще разные вопросы, обсуждается баланс между свободой и вседозволенностью. В конце концов, нам говорят что-то вроде: «Это все ваши выдумки. Никаких таких исследований не проводилось. У вас нет никаких доказательств, что дети будут славные, если их не воспитывать».

И здесь самое главное!

Интересно знать:

«Предназначение ребенка – прожить свою собственную жизнь. Не ту, о которой мечтают его беспокойные родители, и не ту, которую предлагает учитель, думающий, что знает лучше».

Александр Нилл

Свобода лечит детей

Британской школе «Саммерхилл» в прошлом году исполнилось 90 лет. Демократических школ вообще-то много, но эта оказалась более успешной и показательной. Читая книгу основателя школы Александра Нилла, понимаешь, какая колоссальная революционная работа проделана, и вот они – конкретные доказательства.

Опишу в общих чертах ситуацию, через которую проходит каждый ученик «Саммерхилла». Условно пусть это будет Джек. До поступления в «Саммерхилл» Джек уже побывал в обычной школе, где заботливые педагоги его научили манерам и прилежанию. Первую неделю он говорит «здравствуйте, сэр, здравствуйте, мэм», он стучится, чтобы войти, закрывает за собой дверь, послушно и тихо выполняет любые просьбы, встает и замолкает, когда входят взрослые.

В «Саммерхилле» все уроки – добровольны. Джек знает, учеба – скучное дело и, естественно, не ходит ни на один из них. Примерно через неделю, поняв, что никто тут не ходит по струнке и не лебезит перед учителями, Джеку напрочь срывает башню. Наступает гипер-компенсация. В свои 12 лет Джек начинает материться как сапожник, плеваться, носиться, драться, ломать мебель – словом, вести себя кошмарно. Все манеры, которыми, возможно, даже гордился прежний учитель, оказываются пустышкой, навеянной страхом непослушания. Нилл, как тонкий психолог, даже позволяет себя бить, позволяя тем самым изживать комплексы, накопленную ненависть и забитость ученика, изживать двуличие затюканного мальчика. Нилл знает, что для Джека он сейчас символизирует либо строгого отца, либо строгого директора школы – а скорее, обоих. И все дети постарше также осознают необходимость этого периода и терпят новичка, сколько возможно. У обычного родителя, вступи он на этот путь, кончилось бы терпение через пару дней, а скорее всего, через пару часов, но только не в «Саммерхилле». Здесь доверяют природе ребенка больше, чем всем толстым книжкам по педагогике. Сделали ставку на изначальную доброту детей – и не прогадали. Свобода лечит детей.

Адаптация к новым правилам

Период гиперкомпенсации желаний и изживания комплексов у всех длится разное время. Кому-то нужно три месяца, кому-то даже год. Но все, абсолютно все, даже очень трудные дети, избавляются от своих проблем рано или поздно. А все потому, что трудных детей не бывает, бывают «изнасилованные», и это очень грустно осознавать. Школа «Саммерхилл»на протяжении всей своей 90-летней истории постоянно это доказывает.

Гиперкомпенсации у выросшего взрослого может не произойти. Затюканный в детстве родитель будет отыгрываться на своих детях – вот теперь-то перед беззащитным ребенком он проявит свою власть. Дед меня бил, и я буду! Он будет прикрывать это прекрасным словом «традиция». Мы называем это преступлением. Сексуальный извращенец или маньяк – это компенсация сексуального подавления в детстве. Гомосексуализм в большинстве случаев развивается по этой же причине.

На заметку:

Однако философия «Саммерхилла» – «свобода, но не вседозволенность». Это значит, что ты волен делать так, как тебе хочется, но твоя свобода не должна пересекаться со свободой кого-то еще. Ты можешь идти на уроки или не идти, потому что это твое личное дело, ты делаешь свой выбор. Но ты не вправе играть на барабанной установке в четыре часа утра, потому что это противоречит свободе других.

Интерес побеждает лень

Но вернемся к нашему Джеку. Спустя время он изжил свои проблемы, здесь он увидел, что, оказывается, мир не так плох и не все взрослые строги и жестоки. Играй с утра до вечера, общайся со сверстниками. Кстати, зачем они ходят на уроки? Это же необязательно… В какой-то момент интерес побеждает лень. Посетив урок, где не ставят оценок, не стыдят перед всем классом за невыполненное домашнее задание, Джек понимает, что тут вообще-то не так плохо. Он выбирает уроки сам и начинает учиться. А ведь есть еще творческая мастерская, театр, походы в кино и бассейн! Постепенно заряжаясь общей атмосферой, Джек становится дружелюбным и приветливым. Он становится открытым и уверенным в себе, называет Нилла на «ты», но в этом «ты» уже гораздо больше настоящего уважения, чем в его изначальном «здравствуйте, сэр». Дети «Саммерхилла» не обрастают условностями, им там незачем лгать, незачем лукавить. Причина лжи в страхе, но «Саммерхилл» – из другого теста, он базируется на понятии свободы. В то время, когда учитель обычной школы читает зевающим ученикам притчу с моралью, саморегулирующееся общество «Саммерхилла» самостоятельно осваивает границы свободы и вседозволенности, им не читают высокопарные нотации к месту и не к месту, они в полевых условиях осваивают, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Ученики «Саммерхилла» выходят в общество подготовленными к жизни, с жизнеутверждающим, а не жизнеотрицающим опытом, с опытом самоорганизации, инициативы и интереса к новому. Те, кто желает поступить в вузы, – сдают экзамены экстерном, поступают и учатся дальше. Их система ценностей направлена в большей степени на личное счастье. Если они захотят добиться успеха в чем-то, то только не ради того, чтобы доказать всем свою состоятельность. Воспитание в свободе – это не утопическая теория, не голословный новомодный PR, это реальность настоящего, практика, которую приняли многие школы Европы и Америки, за которой стоит многолетний опыт. В более широком смысле – это ключ к решению многих проблем общества. Считаете это громким заявлением? Хотите поспорить? Хорошо! Но сначала прочтите книгу «Саммерхилл» – воспитание свободой.

Даниил Широкобородов

Яндекс.Метрика
391

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!