Новые пользователи

10 вопросов специалисту по раннему развитию

Тип статьи:
Авторская

Иногда необузданное желание воспитать интеллектуала провоцирует современных родителей начинать занятия по развитию малыша буквально с первых дней жизни. К тому же большой выбор развивающих программ, как и развивающих детских центров, предоставляет такую возможность.

Но у каждой медали две стороны. Пытаясь во что бы то ни стало научить читать или считать раньше, чем ходить, вместо интеллектуала можно вырастить травмированного, отстающего в развитии ребенка. Как не допустить этого? Как правильно начать развивать ребенка? На эти и другие вопросы отвечает директор центра раннего развития Жанна Бекмухамбетова.

1. На сегодняшний день существует много систем по раннему развитию детей. От каких параметров лучше отталкиваться родителям при выборе методики?

Все детские центры предлагают, как правило, несколько методик (казахстанские, российские и зарубежные). Родители должны сами ознакомиться с предлагаемыми в центрах методиками и решить, что для них подходит больше. Сейчас есть выбор: отечественная или зарубежная система образования (детские сады и школы на английском языке). Для детей 1–3-х лет лучше всего выбрать занятия, активно развивающие моторику. Для детей с трех лет – программу согласно выбранной системе образования.

2. Существует ли оптимальный возраст для начала занятий? Зависит ли от возраста, чему именно будут обучать ребенка, например, чтению или азам арифметики?

До трех лет ребенок не социален, поэтому занятия можно проводить самостоятельно дома или приводить его на часовые занятия к специалистам в центры развития. Интегрированные занятия по общеобразовательной программе можно начинать с 3–4 лет. Занятия по общеобразовательной программе усложняются по мере взросления ребенка. Чем раньше начнете заниматься, тем меньше будет нагрузка перед поступлением в школу.

3. Могут ли мамы самостоятельно начать обучать ребенка? На какие моменты необходимо обратить внимание? Есть ли какие-то правила или рекомендации для них?

Общение с родителями очень важно для ребенка в любом возрасте. До трех лет мама – самый главный человек в жизни ребенка! Безусловно, родители могут и должны общаться и заниматься со своими детьми. Для ребенка до трех лет более всего важны:

• любовь и забота близких, то есть общение и тактильные ощущения (нежные объятия мамы, легкий массаж, поглаживания), укрепление физического здоровья (закаливание и так далее)

• развивающие игрушки (моторика, логика, общее развитие)

• частые прогулки на свежем воздухе (укрепление здоровья и познание окружающей среды)

• чтение сказок для развития речи и слуха.

4. Педиатры рекомендуют начинать занятия по раннему развитию дозировано. Как лучше их организовать, чтобы не отбить у ребенка желание учиться? Какими должны быть первые дни?

Родители должны серьезно подойти к выбору центра развития. В хороших образовательных центрах существуют годовой план занятий, методики для всех уровней, нагрузка и время занятий соответствуют возрасту ребенку. Больше нормы ему не дадут, поэтому отбить желание учиться не должны.

5. Не рекомендуют начинать занятия по чтению слишком рано, например, до трех лет, так как в последующем ребенок механически читает слова, но не вникает в их смысл, так ли это?

До трех лет занятия нужно направить больше на развитие моторики, логики, развитие речи и слуха. Чтение и другие занятия (с четырех лет) лучше доверить специалистам, которые соблюдают необходимые нормы (размер букв должен быть крупным, от 5-7 см, далее он уменьшается, поэтому зрение не страдает). У детей до 7 лет хорошо развита фотографическая память, поэтому механически запоминать слова они могут. Усвояемость и запоминание слов должны сопровождаться объяснением. Тогда проблем не возникнет.

6. Благодаря системе раннего развития ребенок учится рано читать и писать, а в школе ему становится скучно. Можно ли это предотвратить?

Главное – адаптировать ребенка к школе грамотно, подготовить его физически и психологически. Не нужно отдавать ребенка в школу слишком рано, он, может, и читает, но физически и психологически не готов к школьным нагрузкам и общению в социуме. Многие родители ошибочно думают, что цель раннего развития – только научить читать и писать. Раннее развитие – система, которая должна своевременно развить все виды мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое, пространственное, физическое и психологическое развитие), соответствующие возрасту ребенка, без лишних нагрузок.

7. С какими непредвиденными трудностями могут столкнуться родители, решившие заниматься по какой-либо методике раннего развития?

Лучше всего совмещать несколько методик. Некоторые западные методики, интерактивное обучение развивают кругозор ребенка, прививают энциклопедические знания, но этого недостаточно. Методики должны быть адаптированы под нашу систему образования. В образовательных центрах всегда в наличии тесты на определение уровня знаний и общего развития, соответствующие возрасту ребенка.

8. Обычно методики раннего развития уделяют большое внимание умственным способностям ребенка, оставляя в стороне его духовное развитие. Как правильно восполнить этот пробел?

Вы, наверное, имеете в виду воспитание нравственности у детей. В нашем центре обязательными предметами являются этикет для малышей, социально-нравственное воспитание (адаптация к социуму). Но все-таки за духовное развитие ребенка должны отвечать родители. Общение с близкими людьми – бесценный опыт для каждого ребенка.

9. Как известно, мозг ребенка развивается очень интенсивно. В первые два года бурно развиваются центры, отвечающие за восприятие и воспроизведение устной речи. Некоторые дети легко отыскивают нужные слова на карточках, повторяют слоги, но сами говорить не хотят.

Для развития устной речи необходимо разговаривать с ребенком, читать ему сказки, спрашивать его мнение, учитывать интересы, задавать вопросы по прочитанному материалу, учить легкие стихи, загадки, детские песни. Нужно все объяснять ребенку, чтобы полностью удовлетворить его интерес. Ни в коем случае не злиться, когда он задает вопросы, не называть его почемучкой.

10. Можно ли совмещать элементы раннего развития разных методик, например, карточки Глена Домана и кубики Зайцева? Или лучше заниматься по одной выбранной методике?

Каждая методика по-своему хороша. Кубики Зайцева, методика Домана позволяют обучать ребенка чтению хоть с полугодовалого возраста. Методика Домана хороша для обучения счету. Системы не привязаны к определенному возрасту. Обе методики имеют сходство – эффективность обучения достигается за счет одновременного подключения зрительного и слухового восприятия. Польза методики Зайцева в том, что для овладения казахским и русским языками нужно уметь разбивать слова на слоги, выделять части слова. Именно на этом базируются законы правописания. Ребенок же, занимающийся по методу Домана, привык воспринимать слова целиком, он не видит те части, из которых оно состоит. В дальнейшем у него могут возникнуть проблемы с правописанием. Занятия в развивающем центре для детей не исключают занятий родителей с ребенком. Маме с папой всегда нужно помнить: малыш нуждается в их заботе и опеке, значительный интерес для него представляет познание мира именно совместно с родителями.

Юлия Ким

консультант: Жанна Бекмухамбетова, директор центра раннего развития «K&P school»

Яндекс.Метрика
545

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!