Правило левой руки. Переучивать или нет?

Тип статьи:
Авторская

Психологи настаивают: леворукость – не аномалия и не нарушение развития. Это индивидуальный вариант нормы и ни что иное. Заставляя леворукого ребенка работать правой рукой, мы пытаемся изменить его биологическую природу, тем самым рискуя вызвать серьезные нарушения здоровья, самые меньшие из которых – нарушение сна, головные боли, заикание, неврозы.

Левшество – удивительное и малоизученное проявление человеческой природы. Ученные утверждают, что не только люди могут быть левшами. Животные также подвержены такому проявлению. В чем же дело? Наш мозг состоит из левого и правого полушарий, которые не похожи друг на друга и несут свою запрограммированную функцию.

Правое полушарие принято считать эмоциональным, оно отвечает за образное мышление, художественное и музыкальное творчество, а также помогает человеку бороться с трудностями и приспосабливаться к переменам.

Левое полушарие отвечает за нашу речь, письмо, конкретное мышление, логику, математические способности. В зависимости от наших действий активизируется определенное полушарие головного мозга.

Перечислять различия можно бесконечно, но самое главное — даже незначительное усиление функций одного из полушарий приводит к различиям в поведении малышей.

Детский кризис трех лет является толчком к доминированию одного из полушарий. В этот период ребенок начинает осваивать речь и понимать самого себя. Теперь можно понять, кем является ваш малыш: левшой или правшой. От мозговых полушарий отходят нервные пути, идущие наперекрест, в результате чего левое полушарие отвечает за правую руку, а правое полушарие – за левую. Хотя в мире существуют люди, у которых не доминирует ни одно из полушарий, они либо одинаково плохо, либо одинаково хорошо могут работать как левой, так и правой рукой.

На заметку:

Детям-левшам сложно быстро переключать свое внимание с одного занятия на другое. А заниматься двумя занятиями одновременно совсем невмоготу. Поэтому родителям важно не торопить своего малыша, а помочь ему сосредоточиться.
Налево пойдешь…

Если вы видите, что малыш – левша, вам необходимо знать, чем он отличается от своих сверстников. Ребенок-левша больше подвержен аллергиям, часто бывает упрям и эмоционально неустойчив. Позже своих сверстников осваивает речь, ему трудно заучивать стихи. Взрослея, с трудом начинает писать и читать, а про осваивание Букваря до школы не может быть и речи.

С другой стороны, такие дети часто обладают художественным даром и особенным эмоциональным восприятием. Уже в возрасте трех лет отлично лепят из пластилина или глины, хорошо рисуют. Они больше склонны к творчеству и часто поражают родителей и воспитателей неординарными подходами к простым вещам. Оригинально и неожиданно могут решить банальные вопросы.

В обычной жизни многим левшам приходится придерживаться «правых» правил. Совсем еще маленьких левшей родители пытаются перестроить на свой лад. Ложку необходимо держать только в правой руке, и карандаш тоже.

С природными особенностями человеческого организма спорить нельзя. Индивидуальность вашего ребенка очень важна для дальнейшего развития. Даже маленькое вмешательство в хрупкий, еще не устоявшийся психический мир может привести к непредсказуемым результатам.

Часто переученные левши в будущем обращаются за психологической помощью. Возникают такие проблемы, как невроз, плохой аппетит, бессонница, энурез, раздражительность, низкая успеваемость, тик, плохое пищеварение, заикание. Насильное переучивание может вызвать нарушение зрительных и речевых способностей, замедление роста.

Интересно знать:

Лев Толстой – один из самых известных русских писателей. Свободно владел английским, французским и немецким языками; читал на итальянском, польском чешском и сербском. Знал греческий, латынь, украинский, татарский, церковнославянский. Автор самого читаемого произведения «Война и мир», как известно, мог писать обеими руками так, что не отличишь, когда какой он писал.

Истина где-то рядом

Для того чтобы окончательно понять, нужно или нет переучивать малыша, необходимо убедиться, является ли ребенок истинным левшой. И левшество, и правшество может быть как абсолютным, так и частичным. Для того чтобы разобраться, кем же является ваше чадо, проведите несколько тестов, которые определят, какое полушарие доминирует.

Интересно знать:

Абсолютных правшей в мире насчитывается около 42 процентов, а левшей — примерно 8-10, остальные являются либо левшами с признаками правшества (амбидекстрами), либо наоборот.
Итак, начнем:

• Попросите своего ребенка сделать замок при помощи рук, перекрестив все пальцы. У правшей сверху окажется большой палец левой руки;

• Пусть малыш скрестит руки на груди. У левшей левая рука окажется на правом предплечье;

• Поиграйте в астрономов. Сверните в виде подзорной трубы лист бумаги и дайте ребенку посмотреть на «звездное» небо. Тот глаз, которым малыш решится понаблюдать за звездами, и является главным;

• Предложите малышу поиграть в шпионов. При помощи обычного стакана ваш малыш должен будет прослушать важный шифр, прислонив стакан к стене. То ухо, которым ребенок собирается прослушать важную информацию, и является ведущим.

Все задания необходимо проводить быстро и без каких-либо объяснений. Если во всех тестах малыш будет использовать левую сторону, то ребенок «чистый» левша и переучивать его нельзя.

Если во всех остальных случаях ребенок использует правые части тела, исключая руки, то малышу необходимо создавать такие ситуации, где он сможет использовать обе руки. Например, помочь папе забить игрушечный гвоздь, или попробуйте вместе перебрать фасоль. Когда подаете своему малышу карандаши или фломастеры, давайте сразу в обе руки. Он должен сам выбрать, какую руку ему удобнее использовать.

Когда малыш подрастет, обязательно запишите его в спортивный кружок. Ребенку-левше будет полезно заняться танцами, ездой на велосипеде, теннисом, волейболом, баскетболом, плаванием.

Важно:

Одна из причин, вследствие которых возникают неврозы у левшей, – насильственное переучивание.

Ты такой особенный, мой малыш

Для понимания своего ребенка необходимо знать все трудности, с которыми сталкиваются маленькие левши чаще, чем другие дети.

Плохая координация движений. Сложно рассчитать свои движения, вследствие чего они часто падают, натыкаются на углы, толкают окружающих или роняют «любимые» вазы. Не надо их ругать, такова природа.

Координация левшей не дает справиться с такими обычными задачами, как правильное застегивание пуговиц и шнуровка ботинок. Главное, не торопите, подбадривайте его.

Им сложно переключить свое внимание. Если вы хотите поведать своему малышу что-то важное, то дождитесь, пока он завершит начатое дело.

Главное – вовремя обратить внимание на особенности ребенка и начать правильное воспитание. Хороший совет может дать нейропсихолог, к которому желательно обратиться в возрасте 5 лет. Специалист поможет составить программу, исходя из индивидуальных особенностей малыша, и правильно подготовит его к школе.

Вопрос о перемене рабочей руки может хорошо закончиться только в том случае, когда ребенка переучивали задолго до школы, под наблюдением специалиста. Тогда он начинает уверенно держать ручку или карандаш правой рукой, хотя почерк у переученных левшей редко бывает красивым. Обязательно предупреждайте воспитателя или преподавателя о том, что ребенок левша.

Насильственное переучивание левшей в дошкольном возрасте редко приносит положительные результаты. Наряду со всеми трудностями, которые возникают в школе, у переученных левшей могут возникнуть и психические нарушения.

Если сами родители заставляют ребенка выполнять все действия правой рукой, ругая и угрожая, малыш обычно старается, но чаще всего ему это удается плохо. Родители начинают расценивать такое поведение как каприз, непослушание и упрямство, ставят в угол, наказывают. Ситуация может ухудшиться в школе, если еще и учитель начинает снижать оценки за леворукость, заставляя писать только правой.

Многое зависит от родителей, именно они должны помочь понять, как нужно жить в праворуком мире. Показывая своим поведением, что леворукость – это тоже норма. Воспитывая с раннего возраста уверенность в ребенке, вы существенно облегчаете ему жизнь.

Поддерживайте его, наблюдайте за его стремлениями и интересами, хвалите и поощряйте за любые, даже совсем маленькие победы.

Альмира Маметаева

консультанты: Светлана Потапова, педагог начальных классов;

Раушан Каримова, доктор психологических наук

Яндекс.Метрика
454

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!