Хороший почерк

Тип статьи:
Авторская

Неотъемлемой частью обучения детей разного возраста является обучение письму. Придя в школу, ребенок сталкивается с серьезной проблемой: помимо большой умственной и физической нагрузки, ему необходимо за небольшой период освоить технику письма – одно из основных требований обучения. Поэтому развивать мелкие мышцы рук, моторику следует с самого раннего возраста.

Известно, что развитие моторики способствует повышению внимания, мышления, координации, воображения, наблюдательности, зрительной и двигательной памяти и даже речи. Исследования ученых доказали влияние тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка: кисть руки можно считать таким же органом речи, как и речевой аппарат. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Секреты графологии

Лучше понять ребенка и узнать его природу поможет интересная и ценная наука, которая занимается изучением почерка – графология. Анализ почерка раскрывает внутренние черты характера человека, которые выражены в написании букв. Почерки людей так же заметно отличаются друг от друга, как и их индивидуальная природа, как их отпечатки пальцев. Но, несмотря на то, что ребенок учится писать лишь к 5-6-лет-нему возрасту, индивидуальные особенности его почерка проявляются уже в рисовании.

Особенно хорошо видно это в рисовании карандашами, где отчетливо видны (в отличие от красок или фломастеров) нажим, длина штрихования, аккуратность и т.д. Если сравнить рисунки детей одного возраста на одну и ту же тему – мало того, что они будут различными по содержанию и расположению предметов, так еще один и тот же предмет будет выполнен в разной манере. Например, изображение солнца у каждого будет индивидуальным: красное, оранжевое, желтое; со смеющейся рожицей или без нее, с широкими или узкими лучиками, частыми или редкими и т.д. Нажим тоже может быть разным. Исходя из особенностей рисования или письма ребенка, можно сделать вывод о некоторых чертах его характера. К примеру, сильный нажим – показатель властного, сильного характера, активности, решительности. Слабый нажим является проявлением душевности, чувствительности, а также застенчивости, дисциплинированности. Крупные детали рисунка или письма свидетельствуют о желании оказаться в центре внимания, а мелкие – наоборот, о скромности.

На заметку:

Игры с предметами домашнего обихода

Достоинством приведенных ниже игр на развитие мелкой моторики у детей является то, что для их проведения не требуются какието специальные игрушки, пособия и т.п. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусинки, крупа и т.д.

  • Хорошим материалом для развития кисти станут обыкновенные бельевые прищепки. Ими можно «украсить» тарелку или лист картона, можно «надеть» на ребенка и попросить его снять. Если зажим не сильный, малыш может надевать и снимать их с пальчиков.
  • Смешав в небольшой миске фасоль красного и белого цветов, полезно будет с малышом разделить их по цвету.

Основные требования к навыкам письма

Все же, несмотря на индивидуальные особенности характера, каждый школьник должен научиться писать каллиграфически правильно – это входит в задачи обучения в школе. Помимо этого, такое письмо способствует нравственному и эстетическому воспитанию: учась красивому письму, ребенок становится более аккуратным, трудолюбивым, бережливым, добросовестным. От правильного и красивого почерка в дальнейшем будет зависеть его грамотность. Основным требованием к навыкам письма является обучение ребенка тому, как правильно сидеть, держать тетрадь, пользоваться ручкой или карандашом. Иногда родители и воспитатели в детском учреждении не придают значения тому, как ребенок держит ручку или карандаш. Кисть ребенка привыкает к неправильному положению, и когда перед школьником встает задача написать красиво, возникают огромные трудности, которые учителю начальной школы приходится исправлять довольно долгое время. Чтобы избежать таких ошибок, с самого первого раза, как только ребенок потянется к карандашу или ручке, нужно показать и научить правильно ее держать, объяснить малышу, что все люди держат так, а не иначе: тремя пальцами, направляя кончик карандаша в правое плечо. Естественно, что за один раз ребенок не может запомнить и усвоить всю информацию полностью. Впоследствии каждый раз нужно напоминать ему об этом, пока не сформируется и не закрепится это умение. Если ребенок предпочитает держать карандаш в левой руке – ни в коем случае не настаивайте на смене руки. Если ему удобнее работать левой рукой, пусть пишет левой. Посадка тоже имеет важное значение. Следует сразу объяснить ребенку, как нужно сидеть: не наклоняясь слишком сильно над листом, ровно держать спинку, ноги должны обязательно иметь опору, а колени согнуты под 90 градусов. Никогда не позволяйте детям рисовать или писать лежа или в неудобном положении. По крайней мере – длительное время. Это очень скоро становится плохой привычкой, которую проще предотвратить, чем потом исправлять. Становится жалко школьников, которым удобно сидеть в неправильной позе – ведь это ведет к серьезным нарушениям осанки.

На заметку:
Игры с предметами домашнего обихода
  • Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы и т.д.
  • Шарики для настольного тенниса послужат прекрасным материалом. Поместив их в небольшую пластиковую банку, попросите ребенка вынимать их по одному. Здесь же можно закрепить навыки счета.
  • Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д.

Последовательность действий

Овладение письмом должно быть систематическим и идти в порядке нарастания трудности элементов начертания. Сначала лучше всего давать детям писать в тетрадях для соответствующего возраста. В наше время появились тетради для подготовки руки к письму детей 2-3 лет: это задания, в которых малыш соединяет, к примеру, мам зверушек с их малышами или рисует на булочке с маком точки, по пунктирным линям изображает проливной дождь или превращает лошадку в зебру, добавив полоски и т. п. В таком возрасте малыш способен концентрировать внимание не более 5-10 минут, поэтому относитесь с пониманием к возможностям своего ребенка. На первых порах разбор заданий может сводиться к беседе о картинке, можно обсудить, что изображено, какого цвета предмет, какой формы и только затем приступать к развитию руки. Занятие необходимо заканчивать прежде, чем ребенок устанет.

Для детей 3-4 лет задания усложняются. Это могут быть упражнения следующего типа: обвести предмет, продолжить след от колеса машины, обвести буквы, соединить слог с предметом, превратить тень животного в изображение, дорисовать недостающую часть предмета, украсить гирлянду игрушками, обвести по точкам предмет, и раскрасить предмет и многое другое.

Если задание вызывает трудности у ребенка – выполните его вместе; возможно, уже через несколько дней малыш сделает его самостоятельно. Важно заканчивать занятие на том упражнении, с которым ребенок справился, чтобы стимулировать его на дальнейшее обучение.

В 5-6-летнем возрасте количество вариантов развития мелкой моторики существенно возрастает. Это может быть рисование, соединенное со штриховкой, где на заданных рисунках-образцах ребенок закрепляет усвоенные технические приемы разнообразных видов линейных и нелинейных штриховок. Постепенно следует усложнение и дается задание заштриховать самостоятельно тот или иной предмет. Выполняя задание в цвете, следует особо остановиться на выборе «рабочих инструментов». Фломастеры особо любимы детьми, ведь их цвета такие сочные и яркие, а сама работа не требует от руки никаких усилий. Но в этом-то и дело!

Только работа с карандашом по-настоящему тренирует мелкие мышцы детских пальчиков, заставляя их выдерживать необходимую долю напряжения и приучая вовремя расслабляться и вновь нажимать на пишущий предмет.

Широко используются при подготовке к школе упражнения в тетрадях в клетку, в которых ребенок может сам нарисовать рисунок по клеточкам, скопировать по образцу или выполнить вместе со взрослым клеточный диктант. Как правило, клеточные диктанты вызывают большой интерес у детей, так как, рисуя, они не знают, что получится. Клеточные диктанты готовят детей к восприятию формы предмета, положения его в пространстве, усваиваются понятия «слева», «справа», «вниз», «вверх». Одним из вариантов является рисование по точкам, где ребенку предлагается соединить точки по цифрам в порядке возрастания. Также можно предложить дошкольнику самому составить изображение по точкам, а затем рассказать о нем. Можно предложить ребенку копировать понравившиеся рисунки на прозрачную бумагу. Очень полезны орнаменты и узоры, так как в них присутствует большое количество изогнутых линий, что является хорошей подготовкой руки ребенка к написанию прописных букв.

В занимательной, а следовательно, в неутомительной форме дети готовят руку к письму; упражнения развивают мышцы предплечья, кисти и мелкой мускулатуры пальцев, одновременно тренируют глазомер. Начиная с 5-летнего возраста, идет изучение ребенком букв и цифр. Их написание включается в работу по развитию мускулатуры кисти. Буквы дети пишут сначала печатные, затем прописные. Предварительные упражнения в письме имеют большое значения для усвоения формы букв. Усвоив простейшие части букв, дети легче переходят к воспроизведению таких элементов в более сложном начертании этого знака. Затем от крупных элементов можно переходить к более мелким, от простых к более сложным.

На заметку:
Педагоги и психологи рекомендуют начинать активную тренировку пальцев ребенка уже с восьмимесячного возраста. Можно делать массаж пальчиков и кистей рук малыша, давать перебирать ему крупные, а затем более мелкие предметы – пуговицы, бусины, крупы. Хорошим помощником в развитии мелкой моторики станут различные развивающие игрушки, мелкие детали конструктора, мозаика.

Можно использовать простые упражнения:

1. Движение кистей рук в стороны – локти на столе. Под счет «раз-два» (4-5 раз)

2. Сгибание и разгибание пальцев, держащих ручку.

3. Глубокое сгибание и разгибание пальцев обеих рук, руки вытянуты вперед.

Но лучше, если физические упражнения будут проводиться в развлекательной, игровой форме. Вот некоторые примеры интересных упражнений:

«Моем руки».

Ритмично потирать ладошки, имитируя мытье рук:

Ах, вода, вода, вода! Будем чистыми всегда!

Стряхиваем водичку с рук: пальцы сжать в кулачок, затем с силой выпрямить пальчики, приговаривая:

Брызги – вправо, Брызги — влево!

Мокрым стало наше тело!

«Вытираем руки»

Полотенчиком пушистым.

Вытрем руки очень быстро.

«Фонарики»

Поочередно сжимать и разжимать пальцы рук на счет «раз-два»:

Мы фонарики зажжем, А потом гулять пойдем!

Вот фонарики сияют, Нам дорогу освещают!

С чего и когда начинать?

В раннем возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.

Нельзя забывать о регулярных занятиях с пластилином или глиной. Разминая, вылепливая пальчиками фигурки из этого материала, ребенок укрепляет и развивает мелкие мышцы пальцев. Можно порекомендовать нанизывание бус на нитку, застегивание и расстегивание пуговиц, крючков. Задача педагогов и детских психологов – донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными и, конечно, не забывать хвалить ребенка.

Алина Кубеева
Яндекс.Метрика
364

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!