В гостях у сказки.

Тип статьи:
Авторская

Все мы родом из детства. Наверное, каждый взрослый может вспомнить, как в детстве с замиранием сердца погружался в волшебный мир сказок. Рисовал в своем воображении далекие невиданные миры, представлял себя участником волшебных приключений. Девочки мечтали стать феями и принцессами. А мальчишки – победителями злых леших, вампиров и драконов. Только в те далекие времена вряд ли мы задумывались, что все эти истории были важным элементом нашего воспитания. Теперь, находясь по другую сторону маленькой кровати, нужно разобраться: как и чем помогает сказка.

Все малыши любят сказки, особенно те, в которых много чудес и волшебства. Сюжет завлекает ребенка, занимает фантазию малыша, ему уже не хочется бегать и шуметь: затаив дыхание, он ждет волшебства. Чем же является сказка – развлекательным или воспитательным элементом в жизни ребенка?

Модель мироздания

Не нужно быть ученым, чтоб понять, что сказка многому учит маленького человека. Не зря же народная мудрость из века в век передается с помощью сказки. Сказка – это крошечная модель миро- здания. Ребенок совсем еще мало знаком с окружающим миром, он боится его. Поэтому малышу намного проще узнавать и знакомиться с ним при помощи сказки и ее сюжета. Ведь сказка совсем не так проста, как кажется. Стоит только задуматься, что несколько страниц могут охватить целый мир, удивительный и загадочный. Это вымышленные и реальные города, злые и добрые герои, диковинные говорящие звери и птицы, джинны, волшебники, феи. Чудо – неотъемлемый элемент любой сказки. Малыш начинает верить в него, а значит – верить и в сказку. В детстве мама рассказывала нам, что у дедушки на старом сарае живут маленькие гномики, и у них там целый город. Мы носили им туда орехи и изюм, а во время обеденного сна не шумели. Сейчас я понимаю, что с помощью этой сказки мама дисциплинировала нас. Мы вели себя хорошо, не баловались, а когда приходили их проведывать снова, орехи и изюм таинственным образом исчезали.

Интересно знать:

Классик русской педагогики К.Д. Ушинский писал, что сказки – это «первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа.»

Как помогает сказка?

Сказка помогает понять, что окружающий мир состоит не только из добрых людей. Есть еще злые герои, звери и другие существа. Добрых героев постигает удача, они всегда находят помощь для проделывания положительных поступков. А злые герои всегда плачевно заканчивают свою историю, ничего хорошего с ними не происходит. Вокруг них живут только самые неприятные существа. Сказка формирует образ доброго положительного героя, умного, сильного, красивого и верного своему слову и делу. Он никогда не обидит слабого, всегда ему поможет и выручит. Добрый герой не врет, чтит правду, уважает старость, не берет чужого, помогает в сложных ситуациях.

Сказка учит справляться с трудностями. Главный положительный герой всегда берется за трудные – можно сказать, невыполнимые дела. Идет туда, не зная куда, ищет то, не зная что. А самое интересное, что все у него получается и складывается. В том, что он всегда побеждает и достигает своей цели, не последнюю роль играет помощь друзей, вера в свои силы и смелость. Сказка учит тому, что лучше иметь сто друзей, чем иметь сто рублей. Самый верный способ обрести нового друга – это помочь ему в трудную минуту или не отвернуться от своего старого друга, когда ему так нужна поддержка и помощь. У сказочного героя всегда множество друзей и помощников. Все – и люди, и птицы, и звери, и рыбы, даже деревья и камни – помогают ему и никогда не бросают в беде. Потому что и он, в свою очередь, всегда помогает тем, кого встречает на своем сказочном пути. Так у главного героя возникают такие замечательные и бесценные сказочные помощники.
Сказка учит не судить людей по их внешнему виду. Если вспомнить Ивана-дурака, то на деле он вовсе не дурак, а очень даже смекалистый Иван-царевич. А Царевна-лягушка на самом деле оказывается прекрасной царевной. Даже сама баба-яга не во всех сказках является плохим персонажем. Именно она дала очередному царевичу волшебный клубок, который проводил его к украденной невесте. И как часто прекрасная милая фея оказывается злой ведьмой, которая только и норовит обидеть и сделать что-то плохое.

На заметку:

Сказка развивает фантазию ребенка, что способствует в свою очередь развитию творческих способностей у малыша.

Сказка учит тому, что не всегда все задуманные дела получаются с первого раза. Главному герою для преодоления чудища-юдища или змея-горыныча приходится три раза пытаться его побороть. Для покорения прекрасной царевны приходится преодолевать кучу препятствий и заданий. Нужно и силу применить, и ум, и хитрость. Упорство, терпение и смелость всегда вознаграждаются победой.

Сказка учит тому, что нельзя обманывать. Ложь всегда открывается, и от того, что ты солгал, может приключиться беда, страдают невинные люди. Виноватым будешь ты, и не всегда можно исправить то, что ты уже натворил.

Сказка поможет научить тому, что нельзя жадничать. Главный герой всегда делится последним кусочком с лесным зверем или птицей. В благодарность за такой поступок они ему помогают в нужный момент.

Сказка учит уважительно относиться к старшим, любви к родителям. Тот герой, который выполняет поручения матери или отца, всегда почитаем больше. И именно он в результате получает «полцарства в придачу».

Сказка учит патриотичному отношению к родине. Главный герой никогда не останется сидеть дома, если на его деревню надвигается вражеское войско. Первый встает на защиту и выходит победителем.

Сказка учит тому, что никогда нельзя предавать друзей.

А самое главное – это то, что сказка учит добру, которое всегда сильнее зла, оно циклично. Добро возвращается к тому, кто его совершил, а когда зло будет повержено, наступит мир во всем мире.

Такие уроки ваш малыш понимает на интуитивном уровне. Он с большой радостью и удовольствием находится в этом сказочном мире и хочет возвращаться в него снова и снова. А еще дети часто любят придумывать сказки самостоятельно, им интересно создавать новый волшебный мир.

Важно:

Воспитывать малыша при помощи сказок рекомендуется только до 11 лет.

Свой сборник

Можно предложить своему ребенку придумать сказку, которая будет соответствовать определенному сценарию. Запишите ее в красивую тетрадку. Пусть ваш кроха «поработает» иллюстратором для вашего сборника сказок. Увидите, как загорится ваш малыш, и сколько идей вы услышите от него. Разве можно найти лучшего сказочника. Ребенок должен сам придумать главного героя, а затем и испытания для него. Дальше вы вместе можете придумать помощников и сказочных зверей, которые в дальнейшем помогут главному герою преодолеть трудности и справиться с заданием. Не обойтись вам и без злых героев, которые будут мешать. А когда все испытания и задания останутся позади, можно придумать награду для главного героя, а злодеев наказать.

На заметку:

Как ни странно, но сказки тоже надо уметь читать. Отвести этому занятию отдельное время – например, перед сном. Прекрасно, если вы будете читать ее с выражением, выделяя интонационно кульминационные моменты. Читать нужно медленно, негромко, четко проговаривая все слова. Следуя этим рекомендациям, вы поможете сформировать у ребенка правильную речь, и в будущем он будет говорить ясно и красиво. По возможности читайте сказки в оригинальном изложении, а не современные укороченные и упрощенные варианты. Старайтесь читать только одну сказку за один раз, так ребенок сможет более глубоко понять ее смысл. Никогда не отказывайтесь прочесть любимую сказку ребенка, даже если это уже тысячный раз. Если ребенок постоянно просит ее читать – значит, для него это важно, он пытается получить какой-то внутренний ответ или переживает и проигрывает какую-то жизненную ситуацию.

Крохе будет интересно и приятно ощутить себя настоящим, почти взрослым, создателем чуда. А как будет любопытно потом перечитывать свои же сказки. Таким образом у ребенка возникает желание научиться читать самому. Тогда он станет независим от взрослых и ему уже не нужно будет ждать завтрашнего вечера для того, чтобы дослушать, чем же закончились такие увлекательные приключения.

При помощи сказки можно справляться с детскими страхами и переживаниями. Рассказывая очередную сказку малышу, который боится, например, змея-горыныча, можно добавить, что змей очень боялся щекотки, а когда выходил на бой, вместо сапог нацепил перчатки. Смех поможет справиться со страхом.

На заметку:

Если внимательно читать сказки, то можно заметить, что главный герой всегда проявляетактивность, он храбр, всегда выходит победителем, прилагает все усилия для разрешения проблемы. Это учит ребенка активно действовать, а не пасовать перед трудностями. На примере волшебных персонажей ребенок понимает, что добро всегда побеждает зло, а за черной полосой всегда будет белая.

Вариантов по применению такой сказочной терапии очень много. У каждого малыша есть свои переживания и страхи. Поэтому только родитель сможет выписать своему ребенку именно тот сказочный рецепт, который ему необходим. Чтение сказок увеличивает у малыша словарный запас, помогает ему понять языковую культуру. Совместное переживание за главного героя сближает родителей и малыша. Нужно уметь сохранять в своей душе ребенка и верить в добро.

Альмира Маметаева

Консультант Светлана Потапова, педагог

Яндекс.Метрика
499

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!