Когда молчание не золото. Задержка речевого развития (продолжение)

Тип статьи:
Авторская

О том, насколько важны игры в формировании речевых навыков малыша, мы говорили уже в статье Игра в молчанку. Надо отметить, выбор игрушек здесь также оказывает большое влияние. При этом необходимо учитывать возраст, умственные и двигательные способности ребенка.

Полуторогодовалому ребенку не стоит давать заводную металлическую игрушку. Он будет стучать по полу, а не играть. «Неинтересная игрушка» вызывает раздражение, игра заканчивается поломкой и слезами. Выбирая вещи для забавы ребенка, помните: игра должна сочетать в себе двигательную активность с умственной. Например, надевание колец и подбор в определенном порядке пирамид из трех колец.

В возрасте до года ребенок познает предмет, прикасаясь к нему, учится брать его. Малыш также учится слушать, знакомится с цветом. Для этого хороши погремушки, резиновые животные (не мелкие!), издающие звуки. Игрушки должны быть красивые и яркие.

От 1 до 2 лет – возраст первых конструктивных представлений, когда дети начинают что-то складывать, сооружать. Очень кстати будут кубики, матрешки, пирамидки.

От 2 до 3 лет мальчики и девочки по-разному проявляют свои склонности. Девочки начинают одевать, кормить, причесывать кукол. Мальчики предпочитают машинки и конструкторы.

С 3 лет наступает период вопросов «Что это?» и «Почему?» У детей активно развивается воображение.

После 3 лет игра значительно усложняется: девочки часами играют в куклы, изображая маму, врача, продавца. Мальчики представляют себя летчиками, гонщиками, полицейскими.

С 4 лет дети предпочитают игры на свежем воздухе: самокаты, велосипеды, мячи. С этого возраста дети начинают устанавливать в игре правила, а их постройки становятся сложными и продуманными.

Важно!

Нельзя все время обращаться к ребенку с требованием: “Скажи, скажи, скажи… Повтори!» и т.п. Это только раздражает малыша. Он повторяет отдельные слова, но не больше. Чтобы ребенок заговорил по собственной инициативе, у него должна сформироваться потребность в этом! Первые слова появляются при общении-взаимодействии со взрослым, при желании получить что-то, т.е. назвать предмет. Не запрещайте использовать ребенку жесты в общении. Это показывает, что он хочет с вами общаться, но не знает как. Не волнуйтесь – при появлении речи он станет жестикулировать меньше.

Осваиваем полезные игры

Для начала разделите все игрушки на две категории: те, которыми ребенок будет играть по своему желанию, и те, которые будут использованы вами в обучающих целях. Очень важно: они не должны попадать в поле зрения ребенка до тех пор, пока вы ему их не предложите (это сюрприз).

Необходимо обучать малыша осмысленным действиям: вызвать радостное отношение к игре и интерес к игрушке. Эмоциональный настрой мамы должен быть искренним, малейшая фальшь вызовет у ребенка негатив. Полезно стимулировать отраженные действия: сделай, как мама, папа, брат.

Некоторые приемы обучения игре

  • Звуки музыки

Мама показывает ребенку игрушку (хорошо, если она будет музыкальная), играет на ней, сопровождает пением. Берет малыша за руку, побуждая сделать то же самое (постучать по барабану, подуть в трубочку). Передвигаясь по комнате, играя и напевая, добивается того, чтобы ребенок следил за движущимся источником звука.

  • Куда укатился мячик?

Мама садится за стол и берет к себе на руки ребенка. Прокатывая по столу от себя мяч, она привлекает внимание к катящемуся и исчезающему со стола предмету. Затем предлагает ребенку отыскать его на полу.

  • Поймай зайчика (мишку и т.д.)

Мама прячет за подушку игрушку и просит, чтобы ребенок её поймал, как только игрушка выглянет. Сначала зайка появляется в одном и том же месте, затем – то справа, то слева от подушки. Ребенок должен следить за его передвижением.

  • Катание мяча туда и обратно

Ребенок сидит на полу, раздвинув ножки. Мама катит ему мяч со словами «Держи!» И предлагает вернуть мяч обратно «Кати мне! (Дай мне!)»

  • Бросание мяча

По примеру: вверх, об пол, об стену, через голову, назад. Ребенок должен иметь возможность сам доставать мяч из мест, куда тот закатился.

Важно!

Особое внимание обратите на слова-глаголы (слова-действия) – именно они играют ключевуюроль в процессе развития детской речи. Это: дай, на, иди, кати, лови, стой, играй, возьми, держи, качай, купай и т.д.

  • Подражание

«Покажи, как птичка полетела», «Как зайка прыгает», «Как мышка бежит», «Поболтаем ножками», «Покачаем головкой – вот так». Нанизывание колец пирамиды Кольца с простой пирамиды снимают на глазах у ребенка. Взрослый забирает кольца, а затем выдает по одному. Когда ребенок научится нанизывать их на стержень, перед ним выкладываются все кольца. Взрослый предлагает ребенку нанизать их самому с учетом величины пирамиды.

Учимся подражать и понимать речь

  • Делаем зарядку!

Встать напротив ребенка, выполняя определенные действия.

— Давай делать зарядку! Я буду показывать, а ты выполняй за мной! Руки вверх! Руки в стороны! Теперь походим: топ-топ-топ! Руки вперед! Похлопаем в ладошки! Руки на пояс! Присядем! Стоп! Попрыгаем – прыг-прыг! А теперь давай меняться — ты показывай, а я буду повторять. Игру можно усложнить и расширить, добавив новые движения.

  • Птички

– Делай, как я: полетим, как птички! Крылышками вверх-вниз! Если малыш не может выполнить движение, нужно поднять ему руки и опустить.

– Теперь сели, поклевали зернышки! Вот так!

Темп полета менять: то медленно, то быстро.

Важно!

Обучая детей сличению предметов по величине, цвету, форме, не гонитесь за разнообразием. Количество вещей должно расти постепенно. Учите ребенка фиксировать взгляд на предмете, который он берет: «Посмотри внимательно. Посмотри глазками. Найди такой же. Дай такой». Понятия «большой, маленький, зеленый, квадратный» появляются значительно позже.

  • Мишка косолапый
Взрослый:

— Мишка косолапый по лесу идет (шагаем вразвалку). Шишки собирает, песенку поет (собираем шишки с земли). Вдруг упала шишка. Прямо мишке в лоб (легонько ударяем ладошкой по лбу). Мишка рассердился и ногою – топ! (делаем сердитое выражение лица и топаем).

  • Водичка

— Я читаю стишок, а ты повторяй: «Водичка, водичка! (перебираем пальчиками сверху-вниз) Умой мое личико! (имитируем умывание). Чтобы глазки блестели (указываем пальцем на глазки).Чтобы щечки краснели (дотрагиваемся до щек). Чтоб смеялся роток! (улыбаемся). Чтоб кусался зубок!»

  • Солнышко и дождик
Вначале договоритесь, где у вас будет домик (коврик на полу, обруч, стульчик, сложенная к форме круга скакалка)
– Светит солнышко, ура! Нам гулять идти пора! (бегаем). Набежала тучка – вот!

Дождь на улице идет! (спрятались в домик).

  • Деревце

— Я буду читать стишок, а ты повторяй за мной! Дует ветер нам в лицо (обмахиваем лицо кистями рук). Закачалось деревцо! (раскачиваемся корпусом в стороны). Ветерок все тише, тише (качаемся медленнее, останавливаемся). Деревце все выше, выше! (тянем руки вверх).

Важно!

Обязательно в овлекайте в движение большие пальцы! Следите, чтобы эти движения были достаточно энергичными.

Игры для развития речевого подражания

Взрослый многократно повторяет определенные слоги, слова, словосочетания, выделяя их интонационно в потоке речи и побуждая ребенка повторять эти слова за ним. При этом принимаются и поощряются ответы в любом виде. Взрослый дает образец правильной речи. Подражание речи взрослого проходит в несколько этапов, в зависимости от уровня речевого развития:

  • повторение звуков;
  • повторение слогов;
  • повторение слов;
  • повторение фразы.

1. Повторение отдельных звуков, несущих смысловую нагрузку.

Комарик звенит: «З-з-з». Жук жужжит: «Ж-ж-ж». Насос свистит: «С-с-с». Волк воет: «У-у-у».

2. Повторение аморфных слов.

Это слова-звукоподражания, слова-слоги, имеющие собственное смысловое значение: голоса животных (му-му, ав-ав, га-га), звуки музыкальных инструментов: бом-бом, ду-ду, динь-динь. А еще транспортные шумы (би-би, ту-ту, чух-чух), звуки природы (дождь – кап-кап, ветер – у-у-у). Ими малыш может заменять любые слова – те, что еще не может произнести целиком.

3. Повторение слов. Вначале это простые короткие слова: «дай», «на», «ляля», «Миша», «киса», «вот», «тут», «деда, баба, дядя, тетя».

Звуковой состав может искажаться.

4. Повторение коротких фраз.

Это этап объединения в одном предложении нескольких слов: «Где мама?» «Там мяч». «Это ложка». «Это каша». Постепенно количество слов во фразе увеличивается. На начальном этапе допустимы любые ответы ребенка. Они зависят от его возраста и речевых возможностей. Не следует требовать от ребенка 2-3-х лет точного звукопроизношения.

«Самолетики»

– Поиграем в самолетики! Самолет построим сами! Понесемся над лесами! Понесемся над лесами! А потом вернемся к маме! (у-у-у-у).

«Машинки»

– Би-би-би! – гудит машина: не поеду без бензина! Машина едет: «Ж-ж; би-би!». «Паровозики»

– Веселый паровозик вагончики возит! Трубой пыхтит, колесами стучит! Чу-чу-чу! Ту-ту-ту! Изображаем паровозик: вращаем руками, согнутыми в локтях. «Поиграем на дудочке» – Я играю во дуду, во серебряную! Ду-ду-ду!

Важно!

Правильное развитие речи является важным фактором гармоничного формирования малыша. При нарушении речевого развития коммуникации ребенка ограничены, страдают межличностные отношения и эмоциональная сфера.

Аналогично звеним колокольчиком (динь-динь, динь-дон). Бьем в барабан (бам-бам, бом-бом.). Проявление речи, прежде всего, раскрывается в диалоге. Постарайтесь, чтобы стечение обстоятельств жизни “спровоцировало” ребенка на высказывание, на ответ. Поощряйте речевую активность в любом случае, не настаивайте на четкости произношения. Пусть первые ответы ребенка – это всего лишь отдельные разрозненные слова. Легче всего получить ответ при инсценировке песенок, заучивании потешек, стихов-диалогов. Хорошо бы к ним сделать зарисовки. Обязательно сопровождайте чтение своими жестами (соответственно тексту). Пальцы помогают говорить Развивайте общую координацию и мелкую моторику пальцев рук! Тренировку пальчиков можно начинать с 6-7 месяцев. В этот период полезно начинать массаж кистей рук (от кончика пальцев к запястью), 2-3 минуты ежедневно. С более позднего возраста (от года до 3-х лет) полезно катать шарики из пластилина, рвать бумагу на мелкие кусочки, собирать деревянные бусы, работать с прищепками, складывать пирамидки, конструкторы, ЛЕГО. Начиная с полутора лет, детям уже дается шнуровка, застегивание и расстегивание пуговиц, лепка теста. Замечательно действуют старые, как мир, народные игры с пальчиками (ладушки, сорока-сорока и т.п.) Главное – терпеливо и систематически заниматься.

Динара Иманкулова,

логопед-дефектолог Национального научно-практического реабилитационного центра коррекционной педагогики


Начало статьи тут


Яндекс.Метрика
798

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!