Подготовка к школе

Тип статьи:
Авторская

Немалое значение обретает и тот факт, что момент поступления в школу совпадает с кризисом детства шести-семи лет. Ребенок уже не дошкольник, но еще не школьник. Это создает дополнительные трудности при адаптации. В этот период жизни у детей продолжается активное осмысление окружающего мира и определяется место «Я» в этом мире. Поэтому при подготовке к школе следует обратить внимание и на этот психологический момент.

Вступительные экзамены

Уже несколько лет подряд во многих школах Казахстана при поступлении детей в первый класс проводятся вступительные экзамены. На тестировании производится диагностика внимания, памяти (вербальной, зрительной, ассоциативной), исследуются математические представления, знания пространственной ориентации, представления о составе числа, развитии мышления, связной речи, причинно-следственных связей, фонематического слуха, воображения, внимания, восприятия. Также определяется умение ребенка действовать по правилу, следить за указанием и выполнением какого-либо задания. Проверяется техника чтения (к началу учебного года ребенок должен читать не менее двадцати слов, ну а если больше – это будет только дополнительным плюсом при оценивании), а также понимание прочитанного. Кроме этого, с будущими школьниками проводят собеседование, выявляющее внутреннюю установку на учебу, т.е. тест на школьную зрелость. После проведения экзамена подсчитывается общий набранный балл по вопросам, определяется уровень готовности к школе, и экзаменатор делает заключение.

На заметку:

Предлагайте ребенку задание в форме совместной игры. Создайте благоприятную обстановку: проверьте, удобно ли ребенок сидит, достаточно ли тихо и светло в комнате, не отвлекает ли его что-либо от работы. Убедитесь, что состояние ребенка соответствует его обычной норме (сыт, бодр, в меру спокоен и т. д.) В процессе выполнения задания сохраняйте нейтралитет: не поддавайтесь на «провокации» – косвенные или прямые просьбы ребенка подсказать или сделать задание за него. Заканчивайте работу на позитивной ноте. Давайте задания с перерывами, небольшими порциями. Время занятия не должно превышать 30 минут.

Методы обучения

Если ребенок посещал детский сад, то основы обучения грамоте, письму, чтению и математике у него к концу подготовительной группы должны быть сформированы (хотя многое зависит от педагога). Вам останется лишь самостоятельно закрепить полученные на занятиях знания и попытаться восполнить едостающие пробелы. Однако если вы решили воспитывать и обучать ребенка самостоятельно на дому, то вам необходимо в период 5-6 лет отдать его в воскресную школу или в нулевой класс. Это необходимо, чтобы будущий первоклашка научился работать в социуме, узнал, что такое коллектив, группа, друг. Смог приспособиться к условиям окружающей среды, общаться со сверстниками. Нередки случаи, когда ребенок, росший в семье и не посещавший никаких детских учреждений, придя в школу, терялся, замыкался в себе и обнаруживал целый ряд серьезных психологических проблем. При вашем желании и стремлении можно и самому подготовить ребенка к школе, воспользовавшись печатными изданиями, которых тоже в наше время появляется все больше, и с каждым годом они становятся все интереснее, разнообразнее и совершеннее. Занимаясь регулярно, вы сможете подготовить чадо к школе, или же восполнить пробелы в знаниях, которые имеются у будущего первоклассника.

Учите самостоятельности

К моменту поступления в школу старайтесь как можно меньше делать за ребенка то, с чем он в состоянии справиться самостоятельно. В первую очередь это относится к навыкам самообслуживания. Формировать эти умения нужно с раннего детства, т. к. малыш, приученный к тому, что его одевают и раздевают, все убирают за него мама или бабушка, не сможет сразу перестроиться и стать самостоятельным. Постепенно старайтесь отойти в сторону и понаблюдать за тем как справится ребенок с поставленной задачей. И не спешите при первой же неудаче на помощь: пусть попытка повторится, а может – и несколько раз. Научившись самостоятельно выполнять то, что от него требовалось, малыш будет благодарен за то, что вы его всему научили.

Задания по подготовке к школе:

«Звуковое лото»

Цель: учить различать звуки в словах.

Ребенку раздаются карты лото с картинками. Понадобятся еще карточки с буквами. Вы показываете букву, а ребенок должен найти картинку, где есть такая буква, и сказать, в какой части слова находится эта буква – в начале, в середине или в конце.

«Исправь букву»

Цель: знание графического облика букв.

На листочке рисуются элементы букв. Ребенок должен восстановить буквы. Например:

«Продолжи узор»

Цель: подготовка руки к письму.

Ребенку предлагается рисование простых узоров. Взрослый начинает рисовать узор, а ребенок продолжает.

«Выложи сам»

Цель: знание геометрических фигур.

Ребенку даются геометрические фигуры разных цветов и размеров. Нужно, чтобы ребенок сложил из них различные предметы, которые подскажет ему фантазия.

«Магазин ковров»

Цель: развитие пространственных представлений.

Понадобятся несколько ковриков, украшенных геометрическим орнаментом, который можно сделать с помощью аппликации. Продавец продает коврики (т.е. находит нужный и показывает), а покупатель называет их описание.

«Раскрась радугу»

Цель: знание цветов, восприятие цвета.

Ребенку предлагается нарисовать и раскрасить радугу.

На заметку:

Не стремитесь раньше времени втискивать в ребенка школьную премудрость. Главное для него – быть активным, сообразительным, раскрепощенным. Успешно учиться в школе он сможет, если будет управлять своим поведением, подчинять свои желания тому, что необходимо сделать. Очень важно умение последовательно и целенаправленно двигаться к поставленной цели. Любознательность, развитое мышление и речь – эти качества так же важны, как и умение читать и писать. Их надо развивать в первую очередь.

«Ответь на вопросы»

Цель: развитие словесно-логического мышления.

Взрослый задает вопросы следующего типа:

• Какие дни недели ты знаешь?

• Сколько месяцев в году? Перечисли их.

• Назови домашних животных.

• Перечисли фрукты, овощи.

• В какой стране ты живешь?

• Что ты знаешь о своих родителях?

• Перечисли членов своей семьи. И т.п.

Выполнение такого типа заданий даст возможность ребенку потренироваться перед «первым экзаменом», а взрослым определить, какие задания вызывают у ребенка трудности, и оказать ему помощь, если она необходима. Выполняя различные задания, постарайтесь понять, что конкретно и почему вызывает у него трудности (непонимание задания, отсутствие необходимых знаний, умений). Постарайтесь устранить причину возникновения трудностей, тогда ваш ребенок смело пройдет все экзамены и будет успешно учиться в дальнейшем!

Алина Кубеева,

учитель начальных классов

школы-гимназии №51,

г.Алматы

Яндекс.Метрика
483

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!