Календарь развития ребенка. 3-4 года

Тип статьи:
Авторская

Переживания за свое чадо – самое естественное состояние молодых мам и пап. Переживаешь за все: аппетит, сон, рост, темпы развития малыша… Переживания могут достигать небывалой остроты, когда родители начинают сравнивать своего ребенка с другими малышами. Родители забывают, что каждый ребенок уникален и неповторим, и что развитие малышей происходит всегда индивидуально. Решить проблему со своей тревогой очень легко: нужно внимательно наблюдать за развитием своего ребенка. Не нужно полагаться на свою память: время бежит и не всегда удается запомнить все. Старайтесь записывать основные моменты развития вашего малыша в дневнике, отмечайте происходящие изменения. Благодаря этому дневнику вы не только сможете не волноваться. Дневник будет полезен и участковому педиатру, позволив ему заметить любые, даже маленькие, проблемы в самом начале и сразу предпринять все необходимое для их решения. Развитие малыша, освоение навыков происходит, как правило, скачкообразно, и есть некие временные точки, когда каждая мама должна обратить внимание на то, сумел ли малыш перейти (а может быть, слегка задержался?) на следующую ступеньку физического и психологического развития. Естественно, что развитие каждого человека происходит согласно индивидуально составленному графику, однако все же есть некоторые общие правила.

Малыши в таком возрасте познают все новое с большим интересом. Объединяются и взаимодействуют с другими детьми. Появляются первые друзья.

Двигательное развитие

Малыш не замечает усталости, подпрыгивает и может стоять на одной ножке. Мигом может забраться по лестнице, даже без поддержки. Именно в этом возрасте проявляется желание что-нибудь пнуть, малыш с удовольствием попинает все вокруг. Влегкую подбрасывает вверх мяч. И почти каждый раз готов поймать мяч, отскочивший от стенки или от земли. Движения малыша все более проворны, как лицом вперед, так и задом наперед. Что касается мелкой моторики пальцев рук, то в таком возрасте малышу очень легко копировать легкие квадратные формы по образцу. Может нарисовать человека, изобразить от двух до четырех частей тела. Знает, для чего нужны ножницы, с удовольствием использует их в правильном применении. С легкостью нарисует круги и квадраты. Начинает срисовывать по образцу большие буквы. Различает понятия «одинаковое» и «разное». Может выразить свои мысли предложениями из пяти-шести слов. ебенок в возрасте от трех до четырех лет разговаривает достаточно четко, его поймут даже незнакомые люди. Может сделать пересказ всего, что с ним случилось за день.

На заметку:

В этом возрасте малышу нужно уже довольно много кубиков. Попробуйте предложить соревнование — кто сможет построить самую высокую башню, ребенку уже вполне по силам посоревноваться с вами. Предлагайте сюжетные игры — постройте несколько домиков, поселите в них маленькие игрушки, пусть зверята ходят друг к другу в гости. Кубики уже могут выполнять роль не только строительного материала, но и предметов-заместителей: мебели, машины, овощей или даже праздничного торта.

Развитие процесса познания

Малыш в таком возрасте может правильно называть некоторые цвета. Имеет некоторое понятие о счете и может даже запомнить несколько цифр. Оценивает проблемы со своей точки зрения – особенно, что касается выбора одежды. Постепенно обретает чувство времени. Выполняет различные просьбы, требующие совершения трех или четырех действий. После прочтения сказки может запомнить небольшую ее часть. С удовольствием играет в различные фантазийные игры. Социальное и эмоциональное развитие Малыши в таком возрасте познают все новое с большим интересом. Объединяются и взаимодействуют с другими детьми. Появляются первые друзья. Игры в таком возрасте только начинаются. Ребенок проявляет все большую изобретательность в ходе различных выдуманных игр. Может сам что-нибудь на себя надеть и так же с легкостью снять. С ребенком можно договориться о том или ином способе разрешения конфликтной ситуации. Малыш становится более самостоятельным и даже независимым. Фантазия в таком возрасте улучшается, ребенок представляет себе разных чудовищ, когда видит непонятные изображения. Воспринимает себя как целостного человека с телом, разумом и чувствами. Бывает и такое, что часто не понимает, где проходит граница между фантазией и реальностью.

Занимайтесь с малышом изобразительным искусством: лепите, рисуйте, занимайтесь аппликацией. Развитие мелкой моторики благоприятно влияет на развитие речи ребенка

Контроль за развитием ребенка

Поскольку каждый ребенок развивается по-своему, индивидуально, невозможно точно сказать, когда или как ваш ребенок усовершенствует то или иное качество. Знание о необходимом уровне развития ребенка такого возраста поможет вам получить общее представление о том, каких изменений вы можете ожидать. Не волнуйтесь, если ребенок будет развиваться немного по-другому. Однако поставьте в известность педиатра, если ребенок проявляет какие-то из указанных ниже признаков возможного нарушения развития для его возрастного уровня.

  • не получается подбрасывать мяч;
  • не получается подпрыгивать на месте;
  • не может кататься на трехколесном велосипеде;
  • не может держать карандаш в руках;
  • с трудом рисует каракули;
  • не может поставить 4 кубика один на другой;
  • плачет и цепляется за родителей, когда они уходят;
  • не проявляет особого интереса к играм, которые требуют взаимодействия;
  • игнорирует и не общается с другими детьми;
  • не общается с людьми, которые не являются членами его семьи;
  • сопротивляется одеванию, сну, пользованию туалетом;
  • злится, выходит из себя, теряя контроль, когда сердится или огорчается;
  • не может нарисовать круг даже по образцу.

Интересно знать:

Упражнения на цветовое различие

Шарики – ниточки

Подготовьте разноцветные шарики или круги из картона и подберите к ним нитки соответствующего цвета. Попросите ребенка подобрать к каждому шарику подходящую по цвету нитку (к красному шарику – красную нитку, к зеленому – зеленую и т. д.). Далее сделайте подбор ниток намеренно неправильный, и пусть ребенок найдет эти ошибки и исправит их. Спрашивайте у ребенка: «Где желтый шарик?», «Где желтая нитка?», «А этот шарик какого цвета?» «Какого цвета нитка подойдет к этому шарику?» и т. д.

Что какого цвета?

Научите ребенка правильно соотносить цвета различных предметов. Предложите ему выбрать карандаши соответствующего цвета и закрасить ими предлагаемые картинки (морковку закрасить оранжевым карандашом, огурец – зеленым и т. д.).

Что нужно сделать, чтобы ребенок развивался правильно?

Развивайте воображение ребенка, говоря о представлении чего-либо, о мечтах малыша. Спрашивайте его мнение: «Что ты думаешь?». Спрашивайте чаще о персонажах его мультиков, так ему будет легче запоминать имена. Больше читайте своему малышу стишков, потешек, рассказов. Старайтесь продвигать сенсорное развитие малыша, объясняя и показывая на примерах. Веревка длинная, башня высокая, слон большой, муравей маленький. Занимайтесь с малышом изобразительным искусством: лепите, рисуйте, занимайтесь аппликацией. Развитие мелкой моторики благоприятно влияет на развитие речи малыша. Не забывайте про музыкальное развитие, разучивание песен. Ребенок должен чувствовать заботу родителей и развиваться благодаря этой заботе!

Наиля Маметаева

Яндекс.Метрика
442

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!