Учимся говорить

Тип статьи:
Авторская

До трех лет я вообще не разговаривала. Мама била тревогу, а бабушка бесконечно водила меня по логопедам и невропатологам. Со мной добросовестно занимались, постоянно разговаривали, читали сказки. Но я упорно молчала. А потом, в один день, меня словно прорвало. Уже в школе учителя интересовались у родителей: «Она такая разговорчивая! Наверное, рано начала говорить, да?» «Нет, — всегда отшучивалась мама, — просто она слишком долго молчала…»

Все родители знают, что речевые навыки – показатель общего психофизического развития крохи. В связи с этим многие переживают из-за того, что ребенок «еще не говорит, а ведь уже пора». Поэтому, чтобы рассеять всякие сомнения и предрассудки, мы решили написать о том, что положено «говорить» малышу определенного возраста, как помочь ему в освоении речи и когда пора наведаться к логопеду.

От 0 до 6 месяцев

Первым словом, которым ребенок заявляет о себе, является плач. С его помощью первое время он дает понять недогадливым родителям, что он хочет есть, спать, вылезти из мокрого подгузника или спокойно покачаться на руках у папы.

В 2-4 месяца малыш начинает гулить – в его «речи» появляются такие звуки, как «АИЫ», «ОУИ». Он как бы играет со звуками, получая огромное удовольствие от их произнесения. И в этом гулении уже зарождаются зачатки будущей речи.

Начиная с двух-трех месяцев, пора заняться слуховым восприятием. Для этого привлекайте внимание крохи колокольчиком, погремушкой, дудочкой. Малыш обычно поворачивает голову или следит глазами за источником звука.

К трем месяцам начинайте учить малютку говорить «Агу». При этом он должен видеть ваше лицо, чтобы понять, как работает ваш артикуляционный аппарат. Первое «Агу» не только стимулирует дальнейшее гуление, но и является способом эмоционального диалога между карапузом и родителями.

К началу четвертого месяца карапуз реагирует на обращенную к нему речь улыбкой и крайней заинтересованностью, при этом радостно дрыгая руками и ногами. Он уже «поддерживает» беседу с мамой и папой. В ответ на ласковые интонации тоже начинает «гукать».

На заметку! В первые месяцы жизни малыша нужно делать упор на эмоциональность, а после 5-6 месяцев – на простоту речи.

Важно! Уже с этого возраста ребенок запоминает слова и интонации, которыми вы пользуетесь. Поэтому приблизительно с четырех месяцев важно членораздельно и внятно с ним разговаривать, ни в коем случае не сюсюкая и не проглатывая окончания слов.

Познакомьте его с разными интонациями. Например, поиграйте с игрушкой: «Где наша киса?» (вопросительно), «Вот наша киса!» (радостно), «Ой, ушла киса!» (грустно), «Ох, уж эта киса!» (сердито), «Но киса обязательно вернется!» (утвердительно).

От 6 месяцев до года

Начинается период послоговой речи. Ребенок может по полдня повторять «ба-ба-ба», «тя-тя-тя», «ма-ма-ма» и т.д. Пришло время целенаправленно знакомить маленького с самыми важными словами в его жизни: «мама», «папа», четко проговаривая их по слогам. И обязательно привязывайте слово к человеку. Пока ребенок еще не понимает местоимений, говорите в третьем лице. Например: «Сейчас мама поменяет Дашеньке подгузник», «Папа наденет на Марину шапочку», и т.д. Уже к году кроха начнет называть родителей осознанно. В этот же период он начинает понимать отдельные слова и предложения.

!!! До того, как заговорить «по-настоящему», он уже будет понимать значения 50-100 слов.

Немного о моторике

Ни для кого не секрет, что развитие речи напрямую связано с моторикой рук ребенка. На детской ладошке находятся речевые центры, воздействуя на которые можно ускорить процесс овладения речью.

С 6-7 месяцев начинайте делать малышу массаж рук. Разминайте ладони, фалангу каждого пальчика, играйте в «Сороку-Белобоку», «Козу рогатую», «Ладушки».

С 10 месяцев можно смело знакомить ребенка с кубиками, пирамидками, мячами и прочим. Катание, перекладывание, нанизывание – все это своего рода упражнения для рук.

Еще детям нравится возиться с крупой. Рассыпьте перед карапузом зерна разных размеров (горох, гречку, фасоль, земляной орех), и пусть он их перекладывает в чашку, катает, роняет по одной на пол. Это отличное упражнение, развивающее ловкость пальцев и заодно воздействующее на речевые центры.

Научите ребенка веселым играм с руками. Покажите ему, как пальцы «здороваются» (кончик большого пальца руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца), как «человек побежал» (указательный и средний пальцы «бегают» по столу), как идет «слон» (средний палец выставлен вперед (хобот), а указательный и безымянный – вниз (это ноги)).

Такие веселые упражнения занимают очень мало времени, но приносят огромную пользу.

На пути к красивой речи

Вот вам несколько «подсказок», как помочь малышу быстрее заговорить.

Стройте с ним рожицы перед зеркалом. Это не только веселое занятие, но и своеобразное упражнение для ротовых мышц.

Надувайте шары, посылайте друг другу воздушные поцелуи, учите ребенка пускать мыльные пузыри, в общем, используйте все игры, связанные с движениями губ и языка.

Разговаривайте с крохой как можно чаще. Старайтесь рассказывать о том, что он видит и с чем взаимодействует. Пусть сейчас он вам и не отвечает, но, будьте уверены, он вас понимает и тщательно запоминает каждое слово.

Прислушивайтесь к окружающим звукам, имитируя их. Так лает собака, так мяукает кошка, так шумит машина, так звенит колокольчик. Можете использовать записи с различными природными шумами.

Читайте с сорванцом книги, следуя принципу «от простого к сложному». Сначала показывайте крупные картинки (лучше даже на листе форматом А4), называйте их. Позже можете переходить к картинкам чуть поменьше и уже не только называть предметы, но и рассказывать, что с ними делать. И так по нарастающей.

!!! Первое знакомство с книгой лучше организовать до того, как малыш научится ходить. В это время он еще может спокойно сидеть на руках у мамы, разглядывая картинки. Встав на ноги, ребенок уже будет увлечен исследованием окружающего мира и усовершенствованием нового навыка. Самый возраст для первой книги – 5-6 месяцев.

От года до двух

В возрасте 12-15 месяцев карапуз, как правило, начинает говорить. Его «речь» пока состоит из одного слова. Он пользуется упрощенными и звукоподражательными словами: «би-би, «ав-ав», «бо-бо». Иногда старается произнести слово, услышанное им когда-то давно, но делает это еще неумело. Однако даже по этим отдельным, неправильно произнесенным словам можно догадаться, что он имеет в виду.

В годик «маленький» строит предложения из одного слова, но уже с полутора лет начнет использовать двусложные предложения. Тогда вместо: «Ням-ням!» вы услышите: «Мама, ням-ням!».

Начиная примерно с года, у малыша повышается склонность к подражанию –благоприятный фактор для освоения речи. В это время не ленитесь разговаривать с ним, при этом старайтесь развернуто рассказывать о предметах его окружения.

Если кроха произносит слова не правильно, не критикуйте его, не смейтесь, не передразнивайте, не поправляйте и не повторяйте слово по сто раз, чтобы он «исправился». Иначе у него может развиться комплекс. Он будет бояться выражать свои мысли вслух. А это наверняка скажется на его будущих отношениях со сверстниками и успеваемости в школе. Так что, когда малыш произносит слово не самым лучшим образом, просто повторите его еще раз спокойным и дружелюбным тоном. Ваш пример – лучший образец для подражания!

На заметку! Качество речи малыша напрямую зависит от того, насколько ясно и много с ним разговаривают взрослые. Поэтому, общаясь с ним, не коверкайте и не укорачивайте слова, старайтесь все свои мысли выражать только с помощью языка, обходясь без жестов.

Возвращаясь к моторике

После года продолжайте те же игры с пальцами, что и до года. Но теперь можно ввести новую игру-упражнение. Для нее вам понадобятся грецкий орех и миска с горохом. Расскажите сорванцу про то, как орешек рос на дереве, потом свалился от ветра. После чего встретился с детьми, которые с удовольствием с ним играют: то в прятки (кулак сжимается и разжимается), то катают на карусели (одной ладонью по другой с силой по кругу), то спускают с горы (рука прижата к столу тыльной стороной ладони, образуя горку, другой рукой катим орех от кончиков пальцев к запястью и обратно). В конце игры орешек прячется в «бассейне» (миске с горохом). Чтобы отыскать его, малышу придется приложить усилия. За это время он успеет «ненароком» промассировать все пальцы.

От двух

В начале второго года жизни ребенок владеет примерно 40-60 словами. К концу — словарный запас вырастет до 100-300! В основном это предметы ближайшего окружения, игрушки. Уже появляется понимание величин: большой или маленький. Но пока ребенок еще не совсем правильно строит предложения, и они не всегда понятны постороннему слушателю. Он не употребляет предлоги, путает окончания, порой местами переставляет слоги, взаимозаменяет некоторые звуки, не договаривает слов до конца. Зато уже вовсю пользуется интонацией. Может требовательно произнести «Мама, дай!», а «Мама, больно!» — жалостливо.

В два года карапуз поизносит большинство согласных мягко. Например: «сяпка» вместо «шапка», «сяньки» вместо «санки», «петенька» вместо «печенька» т. д. До сих пор отсутствуют буквы Ж, Ш, Р, Л, что связано с еще неокрепшим артикуляционным аппаратом. Часто он может укорачивать слова, «выкидывая» слоги («моко» или «мо» вместо «молоко»). Иногда одно и то же слово произносит по-разному, при этом может выпадать то один, то другой звук. И для этого возраста такие «особенности» абсолютно нормальны и вовсе не являются поводом для паники.

Игры для развития речи

Разговариваем по телефону

Разговор по телефону, когда собеседники не могут видеть друг друга, является отличным способом развития активной речи. Ведь ребенок не может выразиться жестами, поэтому ему приходится отвечать словами.

В основном такие телефонные разговоры сводятся к тому, что малыш просто слушает то, что говорит бабушка на другом конце провода. Чтобы как-то вовлечь его в процесс, заранее договоритесь с «собеседником», о чем они будут говорить. Продумайте «сценарий»: какие вопросы кроха хорошо понимает, какие слова с легкостью произносит. Так, для начала задавайте вопросы, на которые требуется односложный ответ: «да» или «нет», постепенно переходя к более трудным. И превратите разговор с бабушкой в ежедневный ритуал.

Отвечаем на вопросы

Чаще задавайте ребенку вопросы. Но не экзаменуйте его, а действительно интересуйтесь тем, как прошел его день, что ему понравилось, а что нет, во что он играл, что ел. Подключайте к процессу папу. Так как карапуз пока не умеет строить последовательный рассказ, задавайте ему наводящие вопросы.

Третий год жизни

Потребность ребенка в общении резко возрастает. Он живо интересуется происходящим вокруг него: «что это?», «когда?», «зачем?», «почему?». К тому же, уже ориентируется во временном пространстве – понимает не только то, что происходит в данный момент, но и что происходило вчера или случится завтра.

К концу третьего года жизни в словарном запасе карапуза около 1000 слов! Помимо названия предметов, он начинает активно пользоваться глаголами и прилагательными. Уже имеет понятие о форме, цвете, качестве предметов (круглый, желтый, гладкий мяч), начинает пользоваться местоимениями и предлогами.

Все реже прибегает к облегченным словам, и вместо «ав-ав» говорит «собака».

Грамотно употребляет род и число, правильно расставляет слова в предложении, хотя все еще путает падежные окончания.

По-прежнему присутствует мягкость в произношении (это пройдет лишь к четырем-пяти годам), все еще укорачивает слова, местами переставляет слоги, теряет отдельные звуки.

Воспринимает небольшие по объему сказки и может ответить на вопросы по прочитанному.

На заметку! Не пытайтесь заставить трехлетнего карапуза говорить шепотом – голосовой аппарат еще недостаточно окреп!

Начиная с этого возраста (даже чуть раньше), помимо речи у ребенка развиваются память, мышление, воображение. Самое время вести его в детский сад, это лишний раз поспособствует общему развитию.

Совершенствуем речь

Что сначала, что потом

Познакомьте кроху с понятиями «сначала» и «потом» на наглядных жизненных примерах, с помощью детских книг, игр с карточками.

Когда он будет осознавать смысл этих слов, предложите продолжить фразы типа:

  • сначала чай наливают, потом пьют
  • сначала человек ложится спать, потом встает
  • сначала самолет взлетает, потом…
  • сначала птичка откладывает яичко, потом…

Естественно, чем младше ребенок, тем смысл фраз должен быть проще, понятнее ему.

Или, наоборот, «запутывайтесь», произносите «неправильные» фразы, в которых нарушена последовательность действий или нарушен смысл:

сначала картошку надо бросить в суп, а потом помыть и почистить,

сначала у собаки рождается щенок, а потом из щенка вырастает большой кот…

Угадай, кто!

Назовите несколько слов (желательно использовать в основном прилагательные), описывающих то или иное животное. Задача чада – как можно быстрее угадать, о ком идет речь.

Сначала следует давать общие описания, затем называть более точные признаки, характерные только для загаданного животного.

Например:

  • серый, злой, зубастый, голодный (волк)
  • маленький, серенький, трусливый, длинноухий (заяц)
  • маленький, коротконогий, трудолюбивый, колючий (ежик)
  • длинная, безногая, ядовитая (змея)
  • пушистая, рыжая, проворная, хитрая (лиса)
  • большой, неуклюжий, бурый, косолапый (медведь)

Когда пора к логопеду?

Вообще, целенаправленно работать с ребенком логопед начинает в возрасте 5-6 лет. К этому возрасту все мозговые функции, отвечающие за правильное произношение звуков, уже сформированы. А вот с детьми помладше проводятся занятия под названием «логоритмика» — это сочетание логопедических и музыкальных занятий, на которых малыши учатся слышать и различать звуки. Таким образом они тренируют свой артикуляционный аппарат (язык и губы), моторику рук и слуховое восприятие.

Основными причинами неверного произношения могут стать неправильный прикус, короткая уздечка, слишком большой или маленький язык, возможно, какая-то травма языка или неба, неврологические проблемы. Но чаще бывает так, что в окружении карапуза находятся взрослые, которые сами неправильно произносят звуки, а малыш чисто механически за ними повторяет. Родители в силах исправить его произношение, занимаясь с ним систематически и корректно. Очень помогают в этом стихи, поговорки, потешки, скороговорки – ритмичная речь лучше усваивается.

Запомните! До четырех-пяти лет крохе позволительно коверкать слова (пока он пробует различные варианты произнесения слов), не произносить буквы Р и Л, Ш и Ж. А к пяти годам обычно такой «особый прононс» сам по себе исправляется, и помощь логопеда вовсе не требуется.

И все же…

Первым делом убедитесь, что у малыша нет неврологических проблем. Если все в порядке, обратите внимание на следующие моменты, ребенок:

взаимозаменяет звуки. Одно дело, если вместо слова «шапка» он говорит «фапка» или как-то по-другому искажает слово, — это лишь неумение выговаривать звук «ш». И совсем другое, если он говорит не только «сапка» вместо «шапка», но и «шобака» вместо «собака». Значит, он не слышит, не различает звуки «с» и «ш», а потому взаимозаменяет их.

проглатывает слоги или, наоборот, добавляет лишние. Он может коверкать слова, изменяя их до неузнаваемости, но при этом количество слогов должно оставаться, как в «оригинале». Та же «шапка» может быть «шака», «сапа», «пака», но не «шап» или «шапака». Гласные – основа слова, та же ритмика. Если малыш не слышит количества слогов – пора наведаться к логопеду.

в три года почти не задает вопросы, а задав, быстро забывает ответы. Этот тревожный симптом может говорить о проблемах с невралгией. Лучше поспешить к специалисту!

в три года не знает названий предметов, предлогов, не понимает обращенной к нему речи, не откликается на имя. Это тоже повод наведаться к врачу.

Итак, дорогие родители, самое главное – не паниковать раньше времени! Если вы добросовестно посвящаете время общению с карапузом, то и волноваться вам не за что. В любом случае, до достижения ребенком 14-ти лет исправить произношение, при желании, будет не трудно. Так что, говорливости и любознательности вашим детям!

Александра Некрасова

Яндекс.Метрика
403

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!