Новые пользователи

​Лепим из пластилина

Тип статьи:
Авторская

Каких только интересных поделок, игрушек и материалов для детского творчества ни существует в наше время! Но по-прежнему актуальным остается пластилин – материал, изобретенный более 100 лет назад! Сколько поколений детей развивалось на занятиях лепкой! В чем же секрет этого загадочного и в то же время такого простого материала?

Пластилин – настоящая кладовая для фантазии и игры воображения. Стоит только постараться и можно оживить, все что захочешь! Лепка имеет огромное значение для всестороннего развития ребенка.

Виды пластилина

Пластилин восковой. Классический продукт – яркий, мягкий. Изготавливается из очищенного порошка глины с добавлением воска, сала и других веществ, препятствующих высыханию.

Парафиновый пластилин. Тоже является классическим. В его состав входят парафин, петролатум, каолин, мел.

Пластилин на растительной основе. Подходит для самых маленьких детей. Изготовлен, как правило, из муки или крахмала, поэтому намного мягче обычного, что удобно для работы неокрепшими пальчиками.

Шариковый пластилин. Состоит из очень легких мелких шариков, которые соединены друг с другом клеящим веществом. Не липнет к рукам и одежде.

Плавающий пластилин. Обладает превосходной пластичностью, мягкостью, яркими цветами. Изготовлен по специальной технологии, в два раза легче обычного пластилина. Можно слепить фигурки и опустить их на воду – они удержатся на поверхности.

Перламутровый пластилин. Светится перламутровым блеском, при этом сохраняет все свойства классического пластилина. Не липнет к рукам и одежде.

Флуоресцентный пластилин. Имеет яркие, насыщенные цвета. Обладает отличными пластичными свойствами, хорошо разминается. Готовые работы отличаются красочностью.

Пластилин I CLAY. Продается в наборе с различными формочками. Поделки из него остаются такими же, как и в день изготовления.

Арт-пластилин. Для изготовления декораций, масок, кукол, пластилиновой живописи. После 10–30-минутного нагревания пластилин превращается в цветную декоративную резину. При более высокой температуре начинает течь, как краска. Обладает всеми качествами твердого и жидкого тела одновременно.

«Умный» пластилин. Растекается, как вода, подпрыгивает, как мячик, разлетается вдребезги от удара. Его можно резать ножницами, тянуть, как резину, рвать, как бумагу, делать из него пузыри и лопать их. «Умный» пластилин изобрели в 1943 году. Долгое время чудо-состав был засекречен. Сейчас этот пластилин – любимая игрушка детей и взрослых по обе стороны экватора.

Практически любой пластилин не имеет срока годности.

Способы лепки:

  • Конструктивная – лепка из отдельных частей
  • Пластическая (скульптурная) – лепка предмета вытягиванием из целого куска
  • Рельефная скульптура – объемное изображение, выступающее над плоскостью.
  • Пластилинография – размазывание пластилина на плоскости
  • Комбинированная – сочетание в одном изделии разных способов лепки.

Значение пластилина для развития мелкой моторики

Пластилин как никакой другой материал способствует формированию мелкой моторики, координации пальцев, что является, как известно, одним из самых главных факторов развития ребенка.

От степени развития мелкой моторики зависит не только почерк, но и интеллект человека в целом. Кроме этого, исследователи установили связь между мелкой моторики рук и развитием речи, так что лепка помогает детям быстрее и лучше заговорить. Регулярные занятия лепкой, начиная с первого года жизни, помогут также ребенку развить мышцы рук, укрепить пальцы и быстрее научить тело координации движений.

Виды работы с пластилином

Лепка с натуры. Ребенку дается образец, объясняются этапы выполнения: анализ формы, соотношение отдельных частей, пропорции. Глядя на образец и помня объяснения, ребенок выполняет лепку.

Лепка по представлению. Дети лепят знакомый предмет по памяти, используя свое воображение.

Лепка по краткосрочной памяти. Отличается от других видов тем, что ребенку в течение короткого времени показывают реальный предмет, а затем убирают. Задача состоит в том, чтобы вылепить только что увиденный предмет по памяти.

Лепка по графическому изображению. Сложность этой лепки в том, что графическое изображение дается на плоскости, а ребенок воспроизводит объемную модель, самостоятельно домысливая положение предмета в пространстве, его форму и соотношение частей.

Сюжетная лепка. Вид лепки, который включает в себя изображение предметов и людей в определенном взаимодействии. Сюжетом для лепки могут служить эпизоды из окружающей жизни, сказок, рассказов.

Плоскостная лепка. Новый вид декоративно-прикладного искусства. Дети создают картину на горизонтальной поверхности, но с определенным объемом. То есть некоторые части пластилиновой графики могут быть выпуклыми.

Декоративная лепка. Она знакомит с категориями прекрасного, развивает художественный вкус. На примере народных мастеров, используя различные узоры и орнаменты, ребенок учится украшать изделия, придумывать свои оформления.

Технические приемы работы с пластилином

  • Скатывание шариков, раскатывание колбасок, сплющивание лепешки, размазывание на плоскости
  • Выполнение декоративных налепов разной формы
  • Прищипывание, сплющивание и оттягивание деталей от общей формы
  • Разрезание стеком
  • Плотное соединение частей путем примазывания одной части к другой
  • Смешение разных цветов для получения однотонных промежуточных оттенков, вливание одного цвета в другой для получения «мраморной» окраски
  • Процарапывание, вдавливание.

Лепка как инструмент общего развития

Когда ребенок занимается лепкой, то одновременно им усваиваются знания из разных областей окружающего мира. Например, лепка – это:

  • математика – знания о формах, размерах, пропорциях
  • рисование – подбор цветов, их смешение, сочетание
  • литература – изображение героев сказок, выдумывание героев и сказок про них
  • познание живого мира – знания о природе, животных, растениях.

Психокоррекционная работа с детьми с помощью пластилина

Занятия лепкой служат отличным инструментом психологической коррекции отклонений или отставаний в развитии. Регулярные занятия лепкой в формате арт-терапии помогают также детям с различными нарушениями поведения.

Коррекционно-развивающий эффект достигается, когда установлены конкретные особенности нарушений, что дает возможность применить соответствующие по содержанию программы лепки.

К психоэмоциональным, поведенческим нарушениям и проблемам развития, которые можно корректировать с помощью лепки, относят следующие:

  • повышенная возбудимость (бурные аффективные вспышки в процессе общения, особенно со сверстниками)
  • негативные эмоциональные реакции, возникающие по любому поводу
  • повышенные процессы торможения, слабовыраженная общительность
  • глубокое переживание обид, подверженность необоснованным страхам
  • преобладание агрессивности, импульсивности
  • нарушение речевых, моторных и специальных способностей
  • замедление темпа становления интеллектуальных функций
  • запас знаний и представлений об окружающем мире ниже возрастного уровня
  • задержка развития умственных действий и начальных форм логического мышления
  • психическая истощаемость, нарушенная переключаемость
  • расстройства речи и моторики
  • стереотипность деятельности и поведения, приводящая к нарушениям социального взаимодействия.

Сущностью психокоррекционной работы является не изменение ребенка, а создание условий для его полноценного развития. Поддерживается ориентация не на отдельные свойства личности, а на целостную систему значимых отношений.

Методы психокоррекционной работы, используемые на занятиях: игровая терапия, сказкотерапия, куклотерапия и другие, при которых происходит привитие навыков, необходимых в социальной жизни, умение слушать другого, играть сообща, находить выходы из конфликтных ситуаций без драк.

Дети, выполнив работу, описывают ее, обсуждают содержание, идентифицируют персонажей с собой и пытаются найти параллели с жизненными ситуациями. Также идет обсуждение цветовой гаммы, имеющей большое значение в подобно работе.

Польза от коррекционных занятий лепкой:

При коррекционных занятиях лепкой отмечается положительная динамика в развитии связной речи, пополнении словарного запаса, расширении кругозора. Повышается эмоциональное благополучие детей, корректируется их самооценка. Развивается умение ставить задачу и самостоятельно добиваться конечного результата. Появляется устойчивый интерес к творческой работе, формируются элементы художественного вкуса, эстетического отношения к окружающему миру через самовыражение. Проявляются хорошие технические навыки при создании сложных композиций. Формируются этические представления о жизни.

Поделки из пластилина

Поделки из пластилина могут быть хорошим подарком, сделанным своими руками. Уже не за горами новогодние праздники и детям доставит огромное удовольствие выполнить подарок из пластилина кому-то из близких. Самая распространенная фигурка на Новый год – елочка. С помощью взрослых ее может вылепить даже малыш 2–3 лет.

Помогите ребенку, украсьте пластилиновую елочку вместе с ним! Вам обоим будет весело лепить разноцветные шары, звезды и гирлянды! Ребята постарше могут вылепить фигурки забавных снеговиков, Деда Мороза или Снегурочки. Пусть Новый год для вас и ваших детей начнется с совместного творчества и радостного общения!

Алина Кубеева

Яндекс.Метрика
982

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!