​Дети билингвы

Тип статьи:
Авторская

Необходимость знания английского языка в современной жизни возрастает. Родители хотят, чтобы их чадо как можно раньше начало овладевать азами иностранных языков. Для ребенка выучить другой язык не проблема. Это у родителей проблема, как сделать так, чтобы он этого захотел. Другими словами – создать мотивацию. Первое, что приходит на ум, – отвести ребенка в центр раннего развития, откуда ему не захочется уходить. В голове тут же возникают астрономические цифры, которые приводят к выводу: нам изучать иностранный язык еще рано. На самом деле не все так сложно.

Об особенностях возраста

На третьем году жизни ребенок растет действительно не по годам, а по часам: для него имеет значение каждое слово, сказанное взрослыми, каждое новое знание формирует его внутренний мир. Этот возраст считается одновременно и возрастом высоких достижений малыша, и сложным периодом строптивого непослушания, связанного с тем, что он страстно ищет самостоятельности, пытаясь найти себя в этом огромном, удивительно интересном мире. Совершенствуются процессы запоминания, интенсивно нарастает активный словарь. Если в этот момент предоставить ребенку максимум возможностей для развития, к концу третьего года словарный запас малыша может достигать 1 500 слов! Ваше чадо учится строить сложные фразы из нескольких слов, прислушиваясь к речи взрослых. Появляется социальный опыт, ребенок начинает понимать логику в поступках и действиях взрослых. Это своеобразная «школа жизни», поэтому крайне важно, чтобы у него были достойные образцы для подражания.

Интересно знать:

В течение первых 4-х лет жизни человека, закладывается 50 процентов способностей к познанию, к 7–8 годам формируются основные навыки. Начиная с 8–10 лет, любые возможности необходимо развивать путем тренировок. Чем больше вам лет, тем больше времени вам необходимо будет уделять и больше сил вкладывать.

Нужно ловить момент!

Развитие ребенка 2–3-х лет заложит мощный и надежный фундамент, который поможет ему в будущем чувствовать уверенность в своих силах – и в учебе, и в повседневной жизни. Момент важный и чрезвычайно судьбоносный.

Доказано, что качественное развитие ребенка с двух лет дает отличные результаты в будущем. Такие дети легче приспосабливаются к учебе в школе, лучше усваивают знания, имеют больше талантов и увлечений, они заметно сильнее в интеллектуальном и социальном плане.

Несколько слов о памяти

У каждого человека свой тип памяти, это врожденный параметр, который не меняется. Человек может весьма эффективно обучаться, работать и добиваться прекрасных результатов, если он умеет пользоваться своим типом памяти. Почему же так важен этот параметр? Дело в том, что от типа памяти зависит способ восприятия мира, способ обучения. Существует четыре типа памяти: слуховая, зрительная, тактильная (память тела, двигательная) и эмоциональная. Как легко догадаться, для каждого типа памяти существуют оптимальные методы получения информации. Для зрительной – картинки, схемы, обязательное прочитывание слова; восприятия на слух недостаточно. Для слуховой памяти – обязательно прослушивание и произнесение новой информации. Для тактильной – прописывание или набирание новой информации, объяснение кому-то, «раскладывание по полочкам».

Как нужно обучать детей английскому?

Необходима естественность. Не заставляйте ребенка изучать английский из-под палки. При правильной организации и выборе методики изучения английского языка ваши дети впоследствии будут вам только благодарны. Необходима последовательность. Не нужно делать основной акцент на грамматике английского языка. Помните, что речь закладывается на подсознательном уровне. Необходима настойчивость. Прежде всего, помните, что вы ступили на нелегкий путь, награда в конце которого велика. Какое-то время не будет никаких видимых результатов. В эти моменты вы должны поддерживать ребенка и вместе с ним преодолевать возникшие трудности, не потеряв темпа. Главное – найти интересную методику, а настойчивость придет сама собой.

Лучший учитель в таком возрасте – это мама!

Как правило, больше всего времени с ребенком проводит мама. Мама становится главным помощником, защитником, учителем и другом. Казалось бы, первое время кроху беспокоят только самые насущные проблемы. Не так уж существенно, кто обеспечит его пищей, переоденет, успокоит. Однако один из экспериментов, проведенных психологами, убедительно показал, что наличие (или отсутствие) в младенчестве теплого эмоционального контакта ребенка с мамой влияет на всю его дальнейшую жизнь. Именно в младенчестве устанавливается глубокая и прочная связь между мамой и ребенком. Если ее нет, то очень трудно будет развить у крохи потребность и умение общаться, желание познать окружающий мир и дать ему чувство защищенности. В наше время все дети буквально с пеленок начинают получать образование. Школы раннего развития, студии, прогимназии, детские центры… Мода на раннее обучение достигла колоссальных масштабов. Современные мамы невольно поддаются этому течению и забывают простую истину – ребенку, конечно, нужны знания, но вовсе не те, что в учебниках. Ему надо изучать обыденные предметы, набираться повседневного опыта. А возможно это только в сотрудничестве с мамой, когда она объясняет и показывает, одобряет и побуждает к действиям.

Не стоит заставлять ребенка учиться, эффективней будет сделать его повседневную жизнь интересной и красочной, пробудить в нем любознательность. Взрослые, увы, теряют способность видеть интересное в рядовых событиях, равнодушно или раздраженно воспринимают явления природы, технику, окружающих. Все это привычно, незаметно, скучно. Мама, которая сумеет «вернуться» в детство и взглянуть на мир глазами малыша, станет для него самым лучшим учителем. Она сможет не только понять его любопытство, но и дать столько полезной информации, сколько ни в одном учебнике не найдешь. Самое главное – все рассуждения подкреплять действиями, то есть обеспечить ребенку возможность увидеть, потрогать, понюхать, услышать или попробовать на вкус. Специалисты установили, что психологическое благополучие ребенка не зависит напрямую от того, сколько времени он общается с мамой. Другими словами, для воспитания уверенного в себе и любознательного ребенка не требуется «привязать» его к маминой юбке. Самые счастливые дети вырастают у тех родителей, которые любят своего малыша, заботятся о нем и уважают его индивидуальность. Независимо от того, сколько времени они с ним проводят.

Выбор методики

Игра, игра, игра! Уважение двухлетнего ребенка невозможно заслужить, принуждая, заставляя и ругая. Возникает устойчивая реакция отторжения «взрослых наставлений». Играя, научиться свободно говорить по-английски – легко и интересно! Каждое занятие – это игра, а не урок с элементами игры. Это игра на иностранном языке.

Помните золотое правило – занятия можно проводить через игру при условии, что ребенок эту игру поддерживает. Лучше играть в английский, чем пихать в ребенка английский. Почувствуйте разницу! Вам доступны следующие средства – песни на английском, стишки, карточки с картинками, сказки на английском, игрушки, которые говорят по-английски, передачи, которые вы смотрите на английском языке. Можно добавить пальчиковые игры, гимнастику с английскими глаголами. Пусть английский будет фоном, к которому ребенок привыкает. Кстати, родной язык поначалу тоже является фоном. Поэтому ребенку все равно, сколько языков учить сразу. Будет вокруг него звучать 2 языка, он выучит два. Будет 5 – выучит и 5.

Примеры

Расставьте на столе предметы, это могут быть игрушечные животные разного размера и разных легкоузнаваемых цветов, не менее 15 штук. Называйте их по-английски и просите ребенка повторить. После того как ребенок запомнил хотя бы половину названий этих животных, переходим к диалогу. Диалог предельно прост.

«Даймнесобаку(Give me a dog)». Ребенок должен подойти к столу и дать вам собаку. «Дай мне кролика (Give me a rabbit)». Ребенок дает кролика. Ребенок привыкает к тому, что у каждого животного или предмета есть 2 названия. Вместе с названиями животных пусть ребенок пытается повторять, кто какой звук издает. В возрасте двух лет дети уже достаточно хорошо имитируют интересные им звуки. Сначала на русском, потом на английском. Спросите: «Как делает tiger?», «Как делает mouse?».

Интересно знать:

Ближе к двум годам дети уже неплохо говорят слова на родном языке. В этом возрасте дети с радостью учат и повторяют разные слова. Поэтому можно подключить еще и английские названия окружающих предметов. Можно учить счет (загибать пальцы на руках), повторять все знакомые слова в таком режиме: «Скажи apple», «Скажи, dog». Главное, чтобы ребенку нравилась эта игра – игра в английский.

Позже можно подключить обучающие видео, алфавит, песни. Далее можно задавать вопросы: «Как по-английски будет кошка?» – ребенок ответит «cat».

Важно:

Главное, не превращать игру в навязчивое неизбежное занятие. Иначе вы отобьете все желание ребенка учить и произносить новые слова на иностранном языке.

Метод Зайцева

Предназначен для детей до 3-х лет. Так же известен, как изучение английского с помощью кубиков. Очень эффективная методика для обучения детей английскому языку. Развивает все составляющие знания языка – от грамматики до разговорной речи. Кубики Зайцева разноцветные, звучащие, различных размеров. Соответственно, увеличивается число каналов восприятия, по которым к ребенку поступает информация, в результате чего повышается эффективность обучения.

Принципиальное отличие методики обучения чтению Зайцева от традиционных методик заключается в том, что ребенок учится читать, не составляя слова из отдельных букв и не по слогам, а по складам. Именно склады ребенок и видит написанными на кубиках Зайцева. Конечно, нельзя сказать, что чтение по складам – это революционный метод в обучении, еще задолго до Н. А. Зайцева такую методику рекомендовал Л. Н. Толстой, положивший ее в основу своей «Азбуки». Но безусловным прорывом является то, что зайцевские кубики – звучащие (благодаря наличию различных наполнителей). Это помогает ребенку на слух ассоциировать глухой или звонкий звук от кубиков с соответствующими звуками речи.

Обучение чтению с применением кубиков, безусловно, является хорошо продуманной системой. В занятиях по методу Зайцева используются большие и маленькие кубики, есть одинарные и двойные, золотые, железно-золотые, деревянно-золотые. Имеется белый кубик со знаками препинания. Буквы на кубиках написаны разными цветами: гласные – голубым, согласные – синим, твердый и мягкий знак – зеленым. Они отличаются по весу, по звучанию и вибрации наполнителя.

Лариса Сидоренко, преподаватель английского языка:

«Современному человеку знание английского языка необходимо так же, как умение пользоваться мобильным телефоном и компьютером. Однако изучение английского детьми дошкольного возраста, как и раннее обучение компьютерной грамотности, вызывает массу дискуссий. Задумывались ли вы, почему человек, в совершенстве владеющий иностранным языком, всегда знает родной язык чуть лучше? Все дело в длительности языковой практики. Когда ребенок 11–12 лет начинает учить иностранный язык в рамках школьной программы, «стаж» его общения на родном языке уже составляет 9–10 лет. Известно, что до 3–4-летнего возраста иностранный и родной языки откладываются у малыша в одном полушарии мозга (у взрослых они «раскладываются» по разным полушариям). Для человека, с раннего детства интенсивно «впитывающего» и родную, и иностранную речь, «родными» становятся оба языка. Таких людей называют «билингвами» (от английского bi – «двойной» и латинского lingva – «язык»). Дети-билингвы отличаются и более высокими показателями общего развития. Результаты многочисленных исследований доказывают, что память, интеллект, а также логическое и творческое мышление у билингвов лучше, чем у их моноязычных ровесников. Противники раннего обучения английскому языку часто ссылаются на мнение логопедов, утверждающих, что произношение чуждых родному языку звуков может отрицательно сказаться на дикции и речевом развитии ребенка. Однако сразу возникает вопрос: почему подобных проблем не было в XIX веке, подарившем миру таких мастеров русской литературы? как Пушкин, Толстой, Лермонтов? А ведь в то время дворянские дети с раннего возраста начинали учить одновременно несколько языков и к 18 годам свободно владели французским, английским, немецким, греческим и латынью.

Не менее распространен миф о вреде раннего обучения английскому из-за якобы чрезмерной нагрузки на нервную систему ребенка. Действительно, способность дошколят сосредотачивать внимание не превышает 20–25 минут. Однако хороший преподаватель при наличии адекватной методики сможет и в этот промежуток дать необходимые знания. Дети, как правило, любят общаться и, в отличие от взрослых, не боятся делать ошибки, поэтому и усваивают язык гораздо быстрее. Важно понимать, что изучение английского в раннем возрасте – это не только гарантия свободного владения языком в будущем, но и дополнительные возможности личной и профессиональной самореализации для вашего ребенка».

Сколько времени в день уделять английскому языку?

Занятия должны длиться максимум 15 минут, ребенок не сможет и не захочет долго концентрироваться. В течение дня можно проводить несколько занятий. Можно периодически показывать на какой-то предмет, говорить его название по-английски. Это займет секунды, но за день таких «секунд» набирается с десяток. Можно делать зарядку, в таком режиме: прыгаем и говорим jump, руки поднимаем вверх и говорим up. Если сложить все вместе, то английскому уделяется минут 40 в день. При этом ребенок все воспринимает как игру. Английский можно начинать учить с пеленок. Результаты придут даже раньше, чем вы их ожидаете.

Юлия Русакова

консультант:

Лариса Сидоренко,

преподаватель английского языка

Яндекс.Метрика
594

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!