Исцеление танцем

Тип статьи:
Авторская

Древняя легенда повествует, как человек приходил к шаману или целителю и жаловался, что разочарован жизнью или пал духом, а врачеватель задавал ему вопросы для размышления: «Когда ты перестал танцевать? Когда ты перестал петь? Когда истории перестали увлекать тебя? Когда тишина перестала быть для тебя приятной?» Причина, по которой мы перестали танцевать, петь, очаровываться историями или наслаждаться тишиной, связана с потерей личной естественности. Танец, пение, рассказывание историй и тишина – это четыре универсальных целительных бальзама, которые необходимо вернуть в свою жизнь, чтобы обрести подлинного себя. Сегодня поговорим о танце как способе безопасного выражения своих глубинных чувств и переживаний, а значит, и исцеления.

Не просто танец…

Определений того, что является танцем, – множество, однако их все равно недостаточно. И нет единого, отвечающего всем аспектам танца. Некоторые источники описывают танец как искусство пластичных и ритмичных движений тела. Однако движения могут быть вне ритма, противоречить ритму, быть умышленно непластичными… И это все еще будет танец. «Танец – это движение под музыку» – другое определение, но танец может происходить и в полной тишине, которая иногда становится самой громкой и эффектной музыкой из возможных.

Танец это и не набор заданных движений, принятых в данной культуре. Танец давно перестал быть «искусством для избранных». Примерно с тех самых пор, когда появились смелые исследователи, энтузиасты танца начала ХХ века, бросившие вызов самому балету и создавшие новую, свободную постмодернистскую реальность танца.

Сегодня танец – это не только то, что мы называем сценическим танцем, классическим или бальным. Не только то, на что имеют право профессионалы или медийные личности.

Случается и личный, наш собственный танец, будто льющийся изнутри под внутренний ритм, под биение собственного сердца или вместе с завораживающей музыкой, танец, где нет границ стиля и сковывающего рисунка. Где иногда даже не нужен зритель, а важен сам факт высказывания, когда обычно скованное тело может, наконец, себе позволить выговориться. Но если зритель есть, то он не мешает, а только помогает своим вниманием.

Импровизируй!

Раскрыть собственный танец, научиться слушать импульсы своего тела, перестать их стесняться, как и стесняться своих движений, отпустить тело, перестать думать, что уместно в движении, а что нет, находить новые пути и способы двигаться в пространстве – все это позволяет сделать практика свободной танцевальной импровизации. Ей можно обучиться у танцевального терапевта, танцевального практика или самостоятельно при наличии минимальной мотивации и умении быть честным с собой.

В любом городе танцевальные студии наперебой предлагают обучение разным видам танцев: восточные, латиноамериканские, даже африканские… При этом подход к танцу один: вы приходите и заучиваете движения и их последовательность. Как если бы вас обучали говорить на иностранном языке. При этом по-прежнему важно «хорошо стараться» и «тянуть носочек», по возможности выполнять движения «идеально», как это важно было для времен переоцененной ценности балета.

Плохих танцоров не бывает!

В танцевальной терапии мы придерживаемся мнения, что если у вас есть тело – вы уже танцор! Да, вот так просто. Представляете, этого уже достаточно, чтобы танцевать! И язык танца изначально скрыт в вас, язык вашего собственного танца. Может, он соткан из древних генетических знаний, когда ходить к шаманам и танцевать вокруг огня было естественным занятием. Танец может быть подобен и свободному контемпорари. Или, наоборот, он не похож ни на один танец, который вы видели ранее, или похож на все и составлен из них, будто лоскутное одеяло. Он может быть любым – ваш танец. Просто позвольте себе им говорить.

Практикуя импровизацию, вы не должны повторять движения тренера – чужие слова о чужих переживаниях. Что если я не хочу танцевать сальсу или танец живота, но хочу танцевать… самого себя, то, что переживаю лично я?

Практика танцевальной импровизации не привязана ни к одному стилю и этим ценна. Однако по духу ей близки современные танцы контемпорари с полной свободой самовыражения. «Если ты не будешь танцевать свой собственный танец, кто его тогда станцует?» – писала Габриэлла Рот, идеолог танцевальной импровизации и создатель техники «Пять Ритмов». Одно из психологических определений танца – выражение глубочайших душевных чувств, высвобождаемое через движение тела.

Если есть что-то, что накопилось и нужно вытанцевать, – найдите безопасное пространство, танцевальный зал или танцуйте дома. Включите приятную малознакомую или совсем незнакомую вам музыку. Она должна быть без слов или со словами на неизвестном вам языке. Это важно сделать для того, чтобы у тела была возможность реагировать на музыку непредсказуемо, а без слов – чтобы вы могли сами задавать происходящему нужный смысл. Включите музыку и отпустите тело.

Практикуясь самостоятельно, вы можете сначала прислушиваться к импульсам тела. Понаблюдайте за собой изнутри – может, в теле уже есть какое-то небольшое движение, которое хочется развить. Практикуясь в зале с танцевальным терапевтом, вы обучитесь посредством специальных упражнений «рисовать» свой собственный свободный узор танца.

Возможно, в какой-то момент двигаться совсем не захочется, тогда отдыхайте. Дайте себе время встретиться с возможным сопротивлением, переварить то, что происходит с телом и эмоциями, и пойти дальше.

Если вы не знаете, как продолжить на более глубоком уровне, начните «протанцовывать» разные центры в теле. Уделите каждому не менее 4–5 минут, как раз длина одного музыкального трека. Сначала пусть центром движения станет голова. Танцует только она так, как ей захочется. Затем плечи, руки, позвоночник, таз, колени, стопы. Создайте танец от каждого из этих центров. Пусть начало нового трека будет для вас сигналом приступить к новому центру движения. А в конце совместите движения в один плавный льющийся поток, где задействованы все семь центров одновременно. Прислушайтесь к ощущениям, эмоциям и мыслям, которые возникнут после. Возможно, и в жизни после такой практики высвободится некоторая часть энергии, притягивающая новые приятные возможности и события.

Что дает регулярная практика танцевальной импровизации? Практика своего личного танца позволяет вернуть естественность движениям, раскрепостить тело, позволить ему двигаться свободно, как хочется. И увидеть, что за это никто не накажет. С детства нас обучают, как быть неподвижными. В школе – не дергайся, сиди ровно! В институте – хватит баловаться, вы уже не в школе! На работе нам уже и не хочется никакого движения, кроме как ровно сидеть за компьютером, даже не замечая, что тело от напряжения скрипит и болит.

Так, взрослый человек тратит очень много сил на то, чтобы оставаться неподвижным, сдерживать свои импульсы, лишний раз не двигаться. И именно это создает усталость в конце рабочего дня. Если бы вам не приходилось целый день сдерживать тело от движения, вы бы просто не уставали. Как бы парадоксально это ни звучало. Однако танцевальные фестивали, многодневные танцевальные тренинги, где люди могут хоть десять дней подряд практически без сна посещать танцевальные группы и мастер-классы, требующие постоянного движения и танца, – лишнее тому подтверждение. Когда тело получает достаточно двигательных впечатлений, ему нет необходимости чувствовать себя плохо или устало. Оно ощущает себя живым и прекрасным благодаря танцу и движению. Это и есть отблеск прекрасного феномена танца. Танец – это то, что дарит телу жизнь. Настоящую и красочную.

Танцевальная импровизация позволяет научиться спонтанности и игре в движении, что важно для людей творческих профессий. Свободное движение позволяет обратить внимание и на привычные зажимы тела и прочувствовать, как можно обойтись без них.
Раскрытие личного танца дарит естественное умение создавать и произносить танцевальные слова и фразы самостоятельно. Сам себе хореограф собственной жизни. Это укрепляет самооценку, веру в себя, помогает прийти в уверенный телесно-эмоциональный тонус и даже взять ответственность за свою жизнь. Хватит танцевать чужие танцы, ведь у меня есть свой! Танцевальная импровизация позволяет говорить на языке тела именно то, что хочется вашему телу. Вы заметите, как станете двигаться свободнее и в зале, и в жизни, раскрывая новые эффективные способы мышления и поведения.

Танцуйте и будьте здоровы!

Наталья Полывянная, магистр психологии,

сертифицированный специалист

по телесно-ориентированной терапии

и танцевально-двигательному тренингу

Яндекс.Метрика
1024

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!