Новые пользователи

Жить играючи

Тип статьи:
Авторская

Детские сюжетно-ролевые игры воодушевляют взрослых на многочисленные исследования – до такой степени, что этой теме посвящают семинары и научные работы. Между тем, это самый понятный нам вид деятельности детей. Педагоги и психологи часто посещают детские сады и центры развития, чтобы посмотреть, как малыши учатся в играх различным социальным ролям. Но все чаще дети уже не играют, а делают то, что хотят видеть взрослые, которые учат малышей «шаблонным играм».

Игра наделяет ребенка невиданными возможностями перевоплощения. Он может быть кем угодно: продавцом, врачом, путешественником, парикмахером, учителем. А вживаясь в выбранную роль, он развивает свое воображение, мышление и речь. Для родителей это – замечательная возможность окунуться в мир детства, играть и учиться вместе со своими детьми. Вероятно, стоит посмотреть на детские игры с другой стороны: для взрослых они могут стать прекрасным способом избавиться от напряжения, поработать с собственной фантазией и избавиться от упомянутых шаблонов. Так, может быть, начнем прямо сейчас?

Оказывается, у детских сюжетно-ролевых игр есть свои этапы освоения. До трех лет у малыша преобладают игры, где он подражает взрослым. Но, едва вы заметите, как ваше чадо радостно стучит карандашом по с столу, заявляя, что это барабан – значит, он в процессе мышления начал отрываться от конкретного предмета и выходить в условный, символический план. То есть слово в его понимании отделяется от предмета. Это и есть первый этап освоения сюжетно-ролевых игр.

На втором этапе ребенок играет в просто ролевые игры. Он полностью отождествляет себя с ролью в игре, стремится точно воспроизводить действия, которые наблюдал в жизни или по телевизору. Сначала он играет со взрослыми или старшими детьми, потом играет один с игрушками, попеременно действуя то за них, то за себя.

На третьем этапе развития сюжетно-ролевых игр одна игровая ситуация плавно переходит в связанную с ней по смыслу другую. Это показатель способности ребенка связывать в единое целое разные жизненные ситуации, соблюдать последовательность поведения в игре. Сюжеты игры берутся из жизни, книжек или могут быть предложены родителями.

На четвертом этапе развития возникают творческие ролевые игры, в них малыш сам придумывает сюжеты и сам же меняет их сценарий по ходу действия. Благодаря этому окружающий мир предстает перед малышом как огромное пространство возможностей.

Ваша роль в игре

Играйте с удовольствием! Для игр вам потребуются наборы детской посуды, «больничка», «магазин», наборы игрушек с дикими и домашними животными, строительные конструкторы. Вы можете предложить своему ребенку поиграть в зоопарк или ферму с животными. Придумайте вместе с ним занимательные истории, которые могут происходить в жизни зверей, и обыграйте их.

Все девочки обожают играть с куклами, а мальчики – с разнообразными человечками из конструктора, роботами и машинками. Вы можете развить сценарий игры, поддерживая инициативу малыша, которому еще нет четырех лет. Объясните вашему ребенку: «Вот это кукла – мама, она работает врачом в больнице, а это кукла – папа, он строит дом. А эти куклы – их сынок, он уже ходит в садик, и дочка, она еще совсем маленькая и только учится ходить».

Придумайте вместе с вашим маленьким естествоиспытателем, как живет эта кукольная семья: куда они ходят гулять по вечерам, что делают дома, зачем ходят в магазин. А после четырех лет, играя с ребенком, предлагайте свои варианты развития сюжета, а не пассивно соглашайтесь со всеми идеями вашего малыша.

Играя, ребенок переходит от простых готовых сюжетов к сложным, самостоятельно придуманным, которые охватывают практически все сферы действительности. Постепенно он учится играть не рядом с другими детьми, а вместе с ними, обходиться без многочисленных игровых атрибутов, он запоминает правила игры и начинает следовать им, какими бы сложными и неудобными они ни были. И, разумеется, это далеко не все, что ребенок приобретает в игре.

Рассмотрим «Программу обучения и воспитания в детском саду»*, там речь идет в основном о сюжетно-ролевой игре – она наиболее доступна и понятна родителям. Например, девочки играют в магазин. Одна — продавец, она взвешивает товар, складывает в пакеты и получает деньги. Другая — покупатель, она выбирает, чего и сколько купить, оплачивает покупку, забирает пакеты и несет домой. Проще говоря, берется некий сюжет- тема (в данном случае — магазин) и разыгрывается, оживляется с помощью ролей (продавец и покупатель). Соединение этих двух линий (сюжета и ролей) и дает название игре — сюжетно-ролевая.

В насыщенной, интересной игре, наполненной фантазиями, ребенок растет и развивается. Причина отсутствия воображения у малыша в том, что когда-то он не научился играть в простые игры. Рассмотрим их подробнее.

Сюжетно-ролевая игра имеет две линии – сюжетную и ролевую. А по отдельности?

Родители двух-трехлетних детей наверняка успели заметить, как их чадо вдруг раскладывает разные предметы перед собой, начинает по очереди с ними играть, что-то бормоча себе под нос. Ребенок может играть посудой на кухне, мамиными и папиными вещами, может начать озвучивать картинки в книжке. Родители обычно не обращают внимания на такую деятельность ребенка, так как не видят в ней ничего полезного. Но это и есть игра.

Первая составляющая сюжетно-ролевой игры – режиссерская.

Режиссерская – потому, что уже сам ребенок сочиняет сюжет. Сначала это простой и примитивный сценарий, но позже он обрастает множеством усложняющих деталей. Родители удивляются талантам малыша: такой маленький, а сам придумывает сюжет; но это очень хороший признак – он указывает на развитие самостоятельности. Все, что сейчас делает малыш, он делает сам, без чьей-либо помощи. Он сам решает, кто кем будет в его игре. Каждый предмет может стать домиком, человеком, животным. Ребенок переносит свойства одного предмета на другой. Значение такой игры велико для общего психического развития ребенка и для развития игровой деятельности. Малыш, который владеет режиссерской игрой, запросто сможет подыграть реальному партнеру в сюжетно-ролевой игре. Кроме того, он может играть в одну и ту же игру по-разному, придумывая все новые события и героев.

Следующая составляющая сюжетно-ролевой игры — образно-ролевая.

Практически каждый ребенок в определенном возрасте вдруг превращается в кого-то: в животных, во взрослых, даже в машины. Всем очень хорошо знакома такая картина: мама опаздывает на работу и должна еще успеть завести в детский сад малыша, а он, как назло, не идет быстро, а шаркает ногами. Мама торопит его, но безрезультатно. Подойдя к крыльцу детского сада, он вдруг не пошел по ступенькам, как все «нормальные» дети, а стал их «объезжать». «Мы опаздываем! Что ты делаешь?» — резко говорит мама. «Мам, я — машина». Оказывается, малыш шаркал ногами лишь потому, что он — машина, а машина ведь не поднимает ноги-колеса, а плавно скользит по асфальту. Может быть, маме тоже имеет смысл подключиться к этой игре? И вместо того, чтобы кричать на ребенка, поторопить его фразой: «О! Да ведь мы с тобой две очень быстрые машины! Давай-ка устроим гонку – кто первый?»

Любая образно-ролевая игра имеет важное значение для самостоятельной психологической реабилитации. Игра позволяет ребенку отвлечься, переключиться от проблем, например, в общении со сверстниками. Когда ребенок научился самостоятельно придумывать сюжет, то возникает основа для развития сюжетно-ролевой игры. Что малыш приобретает в ней? Прежде всего, ребенок в этой игре отражает отношения, специфические для общества, в котором он живет. В сюжетно-ролевой игре основное внимание ребенка направлено на отношения людей в обществе. Именно поэтому он и начинает обыгрывать хорошо знакомые ему темы: магазин, больница, школа, автобус, и многие другие.

Сюжетно-ролевая игра – это некая модель взрослого общества, но связи между детьми в ней серьезные. Наверняка вы становились свидетелями конфликтов из-за нежелания кого-то из детей играть свою роль. Роль у детей очень часто получает тот, у кого в данный момент находится необходимый, с точки зрения детей, для нее атрибут. Вот так и получаются ситуации, когда в машине едут два водителя или на кухне готовят сразу две мамы.

Рассмотрим еще один вид игр, который довольно близок к сюжетно-ролевым. Это игра-драматизация. Самое главное ее отличие состоит в том, что дети должны разыграть сценку по какой-нибудь сказке. Каждому ребенку подбирается занятие: кто-то играет, кто-то готовит костюмы. Обычно ребенок сам выбирает себе роль. Такая игра предполагает, что он должен как можно точнее и правильнее сыграть свой персонаж. Но на практике получается, что игра-драматизация постепенно превращается в сюжетно-ролевую игру. Не забывайте о важной роли взрослого в сюжетно-ролевых играх. Детьми в игре нужно мягко управлять, не нарушая самого действия. Часто ребенок примеряет на себя асоциальные роли, подражая взрослым. Например, мы видим детей, изображающих пьяных или хулиганов, и довольно часто реакция детей – не та, которую мы бы хотели видеть: они смеются, ведут себя геройски. Задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребенку выработать адекватное отношение к негативному образу.

Яна Баранова

При написании были использованы материалы из книг:

* Под ред. М.А. Васильевой, Гербовой В.В., Комаровой Т.С.

** Д.Б. Эльконин «Психология игры»

*** Кравцова Е.Е. «Разбудить в ребенке волшебника»

Важное:

Игра наделяет ребенка невиданными возможностями перевоплощения. Он может быть кем угодно: продавцом, врачом, путешественником, парикмахером, учителем. А вживаясь в выбранную роль, он развивает свое воображение, мышление и речь

Играя, ребенок переходит от простых готовых сюжетов к сложным, самостоятельно придуманным, которые охватывают практически все сферы действительности

В сюжетно-ролевой игре основное внимание ребенка направлено на отношения людей в обществе. Именно поэтому он и начинает обыгрывать хорошо знакомые ему темы: магазин, больница, школа, автобус, и многие другие

Яндекс.Метрика
489

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!