Дошкольник и компьютер

Тип статьи:
Авторская

Научно-технический прогресс с неимоверной скоростью движет мир вперед. Современные дети все чаще и активнее пользуется новыми технологиями, а главным источником информации становится Его Величество Интернет. Компьютер медленно, но верно заменяет книги, общение с окружающим миром, двигательную активность и природу, а все эти факторы важны для развития гармоничной и полноценной личности. Горячие споры: нужен ли ребенку дошкольного возраста компьютер или нет, продолжаются.

Поколение NEXT знакомится с компьютером, можно сказать, с пеленок. Родители гордятся, что кроха быстро осваивает технику и с радостью демонстрируют его достижения друзьям. Малыш постоянно чем-то занят, мирно сидит за компьютером и не создает проблем.

Но взрослые должны понимать, что у ребенка может возникнуть психологическая зависимость, в результате которой у него останется только одна ценность – компьютер. Но нельзя исключить тот факт, что живем мы в XXI веке и от научно-технического прогресса никуда не деться. Необходимо разобраться и вооружиться знаниями, чтобы компьютер приносил вашему ребенку не вред, а пользу.

Самое важное – знать, какое именно вредное влияние на драгоценный организм вашего малыша оказывает неконтролируемое сидение за компьютером. Сколько времени без вреда для здоровья ребенок может провести за монитором? Рассмотрим четыре основных «вредных» пункта: неудобная поза, нагрузка на зрение, нагрузка на психику и зависимость.

Поза за компьютером

Ребенок сидит за компьютером, смотрит в монитор, обе его руки находятся на клавиатуре и мыши. Он весь в игре, его тело напряжено и непроизвольно принимает определенное положение, позволяющее справиться с нахлынувшими эмоциями. И в такой позе он сидит до окончания игры, а потом еще одной, а затем другой...

Ваша первая задача заключается в том, чтобы исправить позу малыша. Между плечом и предплечьем должен сохраняться угол 90º. Спина должна быть ровной. Ноги свободно спущены со стула. Под стопы лучше всего подставить подставку, чтобы они твердо упирались в нее. Стул должен быть удобным, подходящим по высоте, чтобы кисти рук лежали на столе на уровне локтей. Запястья должны находиться на опоре, а не висеть в воздухе.

Поза лежа может быть приемлема только для детей с проблемами спины, например, со сколиозом. Но для таких детей необходима специальная подставка, приподнимающая верхнюю часть тела.

Каждые 30 минут просите ребенка выйти из-за стола, отложить ноутбук или планшет. Уделите ему несколько минут в перерыве, поиграйте вместе в подвижные игры. Не позволяйте ребенку есть за компьютером.

Досуг малыша не должен быть занят только компьютерными играми. Чаще вместе выезжайте на природу, например в горы, с утра делайте зарядку, пусть все эти полезные привычки, заложенные с детства, останутся с ним на всю жизнь.

Нагрузка на зрение

Долгая работа за компьютером вызывает переутомление глаз, в результате чего острота зрения уменьшается. Ребенок дошкольного возраста может находиться за компьютером не более получаса, после чего обязательно должен сделать перерыв и гимнастику для глаз. Ребенок, у которого уже есть проблемы со зрением, должен находиться за компьютером в очках.

Необходимо организовать правильное освещение во время работы за компьютером, не работать за компьютером в темноте или полумраке. Расстояние от глаз до монитора должно составлять 50–70 см. Яркий свет не должен светить в глаза и падать на монитор.

Конечно, компьютер – не главный фактор в развитии близорукости у малышей, большую роль играет наследственность, чтение книг лежа или в темноте, просмотр телевизора в течение долгого времени без перерыва. Необходимо грамотно организовать рабочее место для крохи, режим работы и отдыха, и тогда не нужно будет опасаться за его зрение.

Психическая нагрузка

Работа за компьютером требует такой же сосредоточенности, как если бы ваш ребенок водил машину. Компьютерные игры даются малышу с огромным напряжением, которое в обычных условиях найти не удастся. Эту повышенную психическую нагрузку нужно снизить.

Необходимо делать перерывы в игре (это очень важно!). Для того чтобы не забыть, сколько времени ваш малыш сидит за компьютером, на время игры заведите будильник.

Также следует выбирать правильные игры. К самым подходящим играм относятся статические, где есть крупные яркие изображения и звуковое сопровождение. К безопасным развлечениям относится и просмотр картинок.

Ребенок может начать осваивать компьютер только с пяти лет, именно к этому возрасту, как утверждают психологи, у него формируются главные психические функции.

Психологи советуют выбирать для дошкольников только развивающие программы, которые состоят из обучающих заданий. На выполнение каждого задания уходит примерно 10–15 минут, что полностью соответствует требованиям к работе за компьютером. Используйте программы, направленные на закрепление навыка и тренировку познавательных процессов, внимания, на зрительную память и диагностику уровня психического развития.

Отрицательно влияет на психическое состояние и зрение ребенка рисование на компьютере. Напрягая старательно свое зрение, малыш напрягается сам. Намного полезнее будет рисовать на бумаге настоящими красками и карандашами. Если у ребенка будут получаться удачные картины, обязательно вставьте их в рамку, малышу будет приятно.

К настоящим вредителям относятся игры, которые содержат быстродвижущиеся картинки и мелкие изображения. Напряжение и переутомление после таких игр снять достаточно трудно, в результате уровень психического развития малыша значительно снижается, ухудшается общее состояние организма, могут развиться замкнутость и безразличие ко всему.

Виртуальная зависимость

Такое положение вещей привело к одной из серьезных проблем современности – огромному количеству компьютерных фанатов среди дошкольников. С точки зрения психологов эта зависимость крайне отрицательно воздействует на еще несформировавшуюся психику ребенка. На сегодняшний день пристрастие к компьютерным играм считается умственным расстройством.

Малышу становится интересен только виртуальный мир, он перестает общаться со сверстниками. Отдельно хочется выделить игры «догоняй, стреляй, убивай», которые, безусловно, ожесточают ребенка, делая его агрессивным и безжалостным. Психика ребенка дошкольного возраста хрупка и уязвима, а последствия длительного пребывания за компьютером не заставят себя долго ждать.

Когда возникает потребность в компьютере, все остальные желания и стремления отодвигаются на задний план. Если ребенок свою потребность не удовлетворяет, он начинает чувствовать сначала растерянность и дискомфорт, после чего его охватывают негативные эмоции и агрессия.

У ребенка формируются новые цели, его самопознание меняется, постепенно он утрачивает свою индивидуальность. Во время игры малыш всегда выступает в роли главного героя, он побеждает. И тогда ребенок все меньше действует в окружающем его реальном мире, где необходимо отстаивать свою индивидуальность, а побеждать не так легко, как в компьютерных играх. Постепенно малыш все глубже погружается в виртуальный мир, который убивает его время, эмоции, энергетику. Ему не хочется тратить свои силы на другие формы активности.

На заметку:

Боитесь, что от компьютера исходит опасное излучение? На самом деле никакой радиации компьютерный монитор и системный блок не излучают. Современные мониторы абсолютно безопасны, как утверждают производители. А электромагнитное излучение существует вокруг любого устройства, которое потребляет электроэнергию. Поэтому основное требование для монитора – соответствие международному стандарту качества и безопасности.

Семь важных правил при работе за компьютером:

1.Нельзя работать за компьютером при плохом освещении или в темноте.

2.Важно находиться в правильной позе.

3.Расстояние от глаз до монитора должно быть 50–70 см.

4.При слабом зрении во время работы за компьютером необходимо надевать очки.

5.Через каждые 30 минут необходимо делать перерывы в работе и обязательную гимнастику для глаз.

6.Нужно подбирать для ребенка-дошкольника только развивающие программы.

7.После работы за компьютером нужно умыть малыша прохладной водой, чтобы снять напряжение с лицевых мышц.

Совет психолога

Дети испытывают огромный интерес к компьютеру, а интерес – это уже хорошо. Ваша задача, уважаемые родители, направить этот интерес в правильное, полезное русло, которое со временем будет приносить только пользу и положительные эмоции.

Пусть компьютер остается для ребенка привычным и естественным инструментом для определенного вида работ. Не делайте компьютер и Интернет для детей средством поощрения или запретным плодом, который всегда сладок. Никогда не наказывайте малыша запретом на компьютерные игры и тем более не искажайте его представления о досуге, разрешая играть сколько душе угодно.

Соблюдая простые правила работы за компьютером, вы сохраните здоровье ребенку и откроете ему мир удивительных возможностей.

Альмира Маметаева

консультант:

Татьяна Журавлева,

психолог

Яндекс.Метрика
589

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!